Мошенники стали чаще обманывать россиян, выдавая себя за курьеров маркетплейсов, заявил NEWS.ru доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. По его словам, настоящие сотрудники служб доставки никогда не запрашивают коды подтверждения.
Вновь развивается схема с курьерами от маркетплейсов. Мошенники, получив персональные данные потенциальной жертвы из ранее похищенных баз: Ф.И.О., адрес доставки и номер телефона, организуют атаку. Злоумышленник звонит человеку, представляясь сотрудником маркетплейса или службы доставки, и сообщает, что на имя жертвы поступил заказ и его нужно подтвердить. Для правдоподобности он использует заранее известные данные, по которым обычно осуществляется доставка, — предупредил Щербаченко.
По словам эксперта, если потерпевший сообщает, что ничего не заказывал, злоумышленник прибегает к заранее подготовленной аргументации: он утверждает, что товар, возможно, был заказан кем-то из окружения жертвы в качестве подарка. Он отметил, что данный психологический трюк снижает уровень настороженности и пробуждает интерес или желание оказать помощь.
Под предлогом необходимости подтвердить дату и место доставки мошенник просит жертву сообщить код из СМС, пришедшей на ее телефон. На самом деле этот СМС-код является паролем для входа в мобильный банк или подтверждения банковской операции. Получив код, мошенники похищают деньги, — добавил Щербаченко.
Он пояснил, что существуют ключевые признаки мошенничества, такие как звонок с неизвестного или скрытого номера, давление и спешка, чтобы вызвать панику и заставить человека действовать необдуманно, а также запросы паролей и данных карты. Щербаченко рекомендовал немедленно прерывать подозрительные звонки и перезванивать в официальную службу поддержки маркетплейса или банка по номеру, указанному на их сайте.
Ранее аналитик Александр Румянцев заявил, что маркетплейсы намерены ужесточить правила возврата товаров. По его словам, это связано с увеличением случаев потребительского терроризма. Он отметил, что основная цель изменений — укрепить доверие добросовестных клиентов и предотвратить злоупотребления существующими правилами.