«Ты — учитель. Ты сам на себя наложил епитимью»

Общество 08 мая, 2019 / 17:52

Помощник председателя правительства РФ, в прошлом — первый заместитель министра здравоохранения РФ и главный государственный санитарный врач РФ по просьбе News.ru дал оценку инициативе Министерства просвещения, касающейся создания рекомендаций для учителей по ведению социальных сетей.

Глава Минпросвещения Ольга Васильева 8 мая в ответе на запрос депутата Госдумы Дмитрия Свищёва рассказала, что рекомендации разрабатываются в возглавляемом ею министерстве совместно с экспертами Профсоюза работников народного образования и науки и к началу нового учебного года они уже будут созданы. Министр пояснила, что формирование профессионального имиджа педагога особенно значимо, когда Интернет и соцсети так широко распространены.

Созданию рекомендаций предшествовал ряд скандалов, связанных с тем, что учителя выкладывали в соцсети свои фотографии в купальниках. Именно с упоминания об одном из таких скандалов и началась беседа с Геннадием Григорьевичем Онищенко.

— Геннадий Григорьевич, как вы относитесь к тому, что регламентировать ведение страничек педагогов в соцсетях будут на уровне Минпросвещения? Рекомендации, о которых говорят сегодня в министерстве, по сути свод правил, определённый кодекс для учителей. Нужен ли он?

— Я наблюдаю за тем, как развивается эта перепалка, с самого её начала, с истории с учительницей из Алтайского края. Девочку в конце концов уволили, хотя, на мой взгляд, она продемонстрировала всем, что ведёт здоровый образ жизни, в проруби купается. Не буду говорить о её возрасте, но выглядит она значительно моложе. И ещё тогда я подумал, что размещение фотографии в купальнике в соцсетях стало лишь поводом для её увольнения. Ничего предосудительного не было. А вот всё, что было потом, я расценил уже по-другому. Когда началась вакханалия с выставлением телес, а заодно и демонстрация модных тенденций в купальниках, это уже было неправильно. То, что сегодня Минпрос (Министерство просвещения, а не Министерство образования, слава богу, потому что человек должен быть просвещённым) заговорил об этом — это очень хорошо. Но моя точка зрения: свод правил для учителей должен быть выработан не сверху, а в среде обладателей искусства учить, в профессиональном сообществе, исповедующем это искусство.

Фото: Киселев Сергей/АГН"Москва"

— Что конкретно может быть в списке рекомендаций?

— Я начну издалека. Начну с нас, медиков. У врачей есть клятва. Когда я учился в Советском Союзе, это был текст, утверждённый законом. Её содержание определяло всё профессиональное сообщество. Она принимается каждым выпускником, выходящим из стен медицинских вузов. При нарушении клятвы нет никаких последствий — ни уголовных, ни административных. Но она даёт некий этический, моральный каркас каждому, кто намерен заниматься искусством лечить. Конечно же, в свод правил для учителей должны войти определённые ограничения, прежде всего, поведенческие, но не те, что породили этот спор. Давайте вспомним изначальные события: молодая женщина зимой на снегу, босиком (я тоже купаюсь зимой в проруби, но я никогда босиком не хожу — в тапочках), в закрытом купальнике, худенькая — для меня это было яркая демонстрация здорового образа жизни.

— Какими могут быть «цеховые правила» учителей, правила для сообщества профессионалов?

— Кодексы правил бывают самые разные. У нас, у медиков, была даже молитва врача — в Средневековье существовал такой специальный текст. В любом случае любой кодекс, любой свод правил должен вызреть внутри педагогической среды. Нельзя, чтобы эту миссию Иисуса Христа — создать кодекс для учителей — взгромоздил на себя какой-нибудь чиновник, это будет очередная канцелярщина.

— Разве до сих пор в среде педагогов не было определённых этических и моральных ограничений? Почему нужны рекомендации?

— Они были и есть. Просто их нужно собрать вместе. Это всё корпоративные вещи, так же, как есть кодекс журналистов или Ассоциации американских актёров. Заниматься созданием свода правил должно сообщество учителей, утвердить этот свод правил следует на каком-то съезде. И не приведи господи, чтобы в результате его составления появилась бы какая-то уголовная или административная статья, что-то вроде: «А вот если ты его нарушишь, то тебя посадят на 15 суток!».

Фото: Киселев Сергей/АГН"Москва"

Создание правил вполне допустимо. Но в желании раз и навсегда решить этот вопрос очень важно вместе с водой не выплеснуть ребёнка. Учителя, так же как врачи, должны добровольно накладывать на себя ограничения. Это сродни монашеству. Я не призываю носить сутану. Но ограничения всегда были, и даже Чехов об этом писал. На примере врачей: практикующий врач, например, не должен заниматься огородами. Он должен учиться, должен совершенствоваться, а это всё ему должно обеспечить общество. И я не вижу большой разницы между врачом и учителем. Недопустимо, чтобы педагог, отработав урок математики, перешёл через дорогу, сел в пивной и предался сладким утехам Бахуса. Разве такое возможно? Работа педагога — своего рода послушание. Несмотря на то, что какой-то его одноклассник, ушедший в бизнес, вполне себе может проводить время в пивной. Ты — учитель. Ты сам на себя наложил епитимью.

— Нет ли в таких правилах посягательства на свободу? Нет ли нарушения прав человека? Страничка в Интернете — личное дело каждого, своего рода домашнее пространство.

— Сама профессия накладывает ограничения. Идя в определённый вуз, человек добровольно берёт на себя обязательства, связанные с профессией. Здесь нет нарушения прав человека.

— До сих пор с формальной точки зрения не было никаких ограничений, а теперь, как предполагается, ещё до начала нового учебного года они появятся. Вдруг для кого-то они станут принципиальным моментом?

— Всегда можно уйти в смежную профессию. В клуб, например, или в менеджмент. У нас многие управленцы не знают, где надо ставить точку, а где — запятую. И вдруг приходит педагог. Оторвут с руками!

— Как вы считаете, быстро ли приживутся новые правила?

— Надо смотреть, как будут развиваться события. Начнём с их создания. Возможно, изначально это будет не особенно гладкий документ, над которым непременно поёрничает журналистское сообщество, не упустит такого случая. Но это надо сделать. Если они не будут восприняты корпорацией, сообществом учителей, значит, станут дорабатывать. Правила должны быть продуманы, я бы даже сказал, выстраданы. И добровольно приняты. Тогда это не будет нарушением прав человека.