Осенний вечер 18 ноября 1987 года в Лондоне был концом обычного буднего дня. Тысячи людей спешили по своим делам, спускаясь в подземку на станции «Кингс-Кросс Сент-Панкрасс» — одном из самых оживленных транспортных узлов столицы. Никто не мог представить, что всего одна секунда неосторожности — и целый ряд роковых обстоятельств обернутся одной из самых страшных трагедий в истории лондонского метрополитена, унесшей жизни 31 человека.
Причиной катастрофы послужил крошечный источник огня — обычная спичка, которую бросил один из пассажиров, закуривая сигарету на деревянном эскалаторе, ведущем к линии «Пикадилли». В те годы курение в вагонах и тоннелях метро было уже запрещено, но на эскалаторах и в вестибюлях все еще разрешалось. Прогретая за время движения механизмов древесина, пропитанная горючей смазкой и слоями легковоспламеняющейся краски, мгновенно вспыхнула. Прохожий заметил небольшое пламя под ступенями эскалатора и сообщил об этом сотруднику станции. Однако реакция была недостаточно оперативной. Работники метро попытались справиться при помощи огнетушителя, но было уже поздно. Пламя успело перекинуться в полость эскалатора и стало стремительно распространяться.
Феномен, предопределивший катастрофические масштабы пожара, вошел в учебники по пожарной безопасности под названием «эффект трубы», или, более научно, «промышленный эффект тяги». Эскалаторная шахта действовала как гигантская дымовая труба, создавая мощнейшую восходящую тягу. Огонь, разгораясь в замкнутом пространстве с обильной подачей кислорода, очень быстро достиг температуры, при которой горят даже негорючие материалы. Но главной особенностью стало поведение пламени. Оно не просто поднималось вверх, а сформировало яростный раскаленный поток пиролитических газов, которые вырвались в вестибюль станции не горизонтально, а под углом, сметая все на своем пути. Это явление, позже воспроизведенное в лабораторных условиях, стало шоком для специалистов. Именно такой огненный шар накрыл билетный зал в момент, когда там находились десятки людей, включая прибывающие пожарные расчеты. Скорость распространения огня из точечного возгорания до полномасштабного пожара, охватившего всю станцию, составила менее 15 минут.
Первые пожарные подразделения прибыли на станцию спустя пять минут после вызова. На тот момент дым уже заполнял вестибюль, но ситуация казалась контролируемой. Командование изначально считало, что возгорание локализовано в эскалаторной шахте, и основной тактикой стало тушение сверху, с уровня билетного зала. Пожарные не были знакомы с уникальным «эффектом трубы», свойственным именно метрополитену. Они не ожидали, что пламя может вести себя столь непредсказуемо. Когда раскаленные газы вырвались из шахты, это произошло внезапно и с чудовищной силой. Вспышка пламени привела к гибели и серьезным травмам среди пассажиров и огнеборцев. Несмотря на это спасатели спускались в адское пекло, чтобы вытащить тех, кто был в ловушке. Тушение осложнялось плотным дымом, высокой температурой и сложной планировкой станции. Полная ликвидация пожара заняла более шести часов.
Итогом трагедии стали 31 погибший и более ста получивших ранения и ожоги различной степени тяжести. Среди погибших был и старший сотрудник пожарной службы. Для расследования причин и обстоятельств катастрофы был создан независимый публичный трибунал под председательством Десмонда Феннелла. Работа комиссии была тщательной и скрупулезной. Окончательный отчет Феннелла, опубликованный в ноябре 1988 года, содержал 157 рекомендаций по улучшению безопасности. Главным выводом стало признание «совокупности факторов»: устаревшая инфраструктура, неподготовленность персонала метро к быстрой реакции на пожар, недостаточное взаимодействие между службами метро и пожарными и, что самое важное, полное непонимание специфики поведения огня в подземных транспортных системах. Отчет критиковал культуру пренебрежения безопасностью в управлении метрополитеном.
Пожар на «Кингс-Кросс» стал точкой невозврата. Все рекомендации отчета Феннелла были приняты и реализованы с беспрецедентной скоростью и масштабом. Первым и самым символичным шагом стало полное запрещение курения на всей сети лондонского метро. Деревянные эскалаторы были заменены на металлические с негорючими покрытиями, установлена современная автоматическая система пожаротушения и дымоудаления, а также усовершенствованная система связи и оповещения. Кардинальным изменениям подверглась подготовка персонала: были введены обязательные и регулярные тренировки по эвакуации и противодействию чрезвычайным ситуациям. Пожарные службы пересмотрели свою тактику работы в метро, сделав акцент на использовании распыляемых струй воды вместо компактных, для того чтобы избежать образования пара на подаче воды с нижних точек для борьбы с «эффектом трубы». Трагедия также привела к пересмотру национальных строительных норм и правил в области пожарной безопасности. Уроки, извлеченные из пепла «Кингс-Кросс», спасли бесчисленное количество жизней по всему миру, повлияв на стандарты безопасности в метрополитенах от Токио до Нью-Йорка. Память о жертвах этой катастрофы служит вечным напоминанием о том, что безопасность не может быть предметом компромисса, а бдительность никогда не должна притупляться.
Ранее мы писали про Самых известных ясновидящих и их пугающие предсказания