В информационном пространстве полдня оживлённо перепечатывалось, что Совет судей предлагает разработать нормативные акты, которые бы «контролировали» деятельность журналистов, пишущих о судах. Предполагалось, что представители СМИ должны будут придерживаться неких правил при освещении работы судебных инстанций. Также думали создать специальный акт о порядке и способах реагирования на недостоверную информацию в прессе — таким образом судьи хотели пресечь «злоупотребления со стороны отдельных представителей СМИ» и защититься от дискредитации судебной власти. Всё это следует из проекта концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы, сообщили «Ведомости».
Кроме того, авторы предложения говорят о необходимости наказывать журналистов за «давление на суд», а также за заказные материалы в интересах отдельных людей.
Создатели проекта считают актуальной проблему «скандализации правосудия». Таким термином они обозначают манипуляции общественным мнением относительно деятельности судов и необоснованную критику, которая подрывает доверие к этой системе в глазах людей. Именно поэтому, по их мнению, необходимо ввести ответственность для СМИ и журналистов в частности.
Тему «скандализации правосудия» в нынешнем году уже затрагивали. Глава Совета судей Виктор Момотов в феврале утверждал, что за это нужно наказывать. Он выражал уверенность, что уважение к суду — это необходимое условие судейской независимости.
Однако в середине дня ТАСС со ссылкой на того же Момотова сообщил, что Совет судей отклонил идею наказания журналистов за недостоверные новости о судах, а СМИ «поторопились с выводами».
По его словам, на пленарном заседании Совета действительно обсуждалось это предложение. Судья пояснил, что это были мнения отдельных экспертов. При утверждении итогового документа решили исключить данные пункты из проекта концепции.
Эти вопросы были исключены, потому что, на наш взгляд, они посягают на конституционные принципы. Мы хотели бы выстраивать нормальный диалог со средствами массовой информации, о чём мы неоднократно и говорили, — сказал Момотов.
Напомним, в конце сентября Мосгорсуд опубликовал заявление, в котором говорилось о выносившем приговор Павлу Устинову судье Алексее Криворучко. В сообщении утверждалось, что он подвергся «откровенной травле» в СМИ и соцсетях. Суд отмечал, что не против видеть «взвешенные и ответственные» аналитические рассуждения, но отдельные публикации судейское сообщество восприняло как неприемлемое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия, проявление неуважения к суду, провокации в адрес судьи федеральной инстанции.
Павел Устинов — фигурант «московского дела», приговором судьи Тверского суда ему было назначено три с половиной года лишения свободы за вывих плеча омоновцу на митинге. Сам обвиняемый вину не признавал, уверяя, что даже не дотронулся до пострадавшего и, более того, в акции не участвовал. После вынесения приговора его история приобрела широкий резонанс. Артист Александр Паль запустил флешмоб в поддержку Павла: его инициативу подхватили десятки актёров, которые записывали видеоролики. 17 сентября у здания администрации президента начались одиночные пикеты с требованием освободить Устинова и других фигурантов «московского дела». В итоге Мосгорсуд изменил первоначальный приговор и смягчил наказание молодому человеку до одного года лишения свободы условно с испытательным сроком два года.