Повышение возраста выхода на пенсию, которое у нас принято называть пенсионной реформой, стало не только одним из самых громких событий в российской политике последних лет, но и фактором, последствия появления которого в экономике, боюсь, так до конца и не просчитаны, и способным принести ещё много сюрпризов.
Из самых свежих новостей пенсионной реформы — массовое увольнение полицейских. По данным Счётной палаты, в 2018 году полицейские активно уходили со службы по выслуге лет. При этом уровень укомплектованности сотрудниками составил 92,6% при плановом значении в 95%. В последний раз число полицейских так резко сокращалось в 2012 году. В Счётной палате считают, что полицейские уходят со службы, «ввиду опасений относительно пересмотра условий пенсионного обеспечения в системе МВД России». То есть они боятся, что для силовиков пенсионный возраст станет таким же, как и для остальных россиян.
Напомним, на данный момент военнослужащие и силовики имеют право выйти на пенсию по выслуге лет после 20 лет службы. Также пенсию по закону получают те, кто был уволен после достижения предельного возраста службы или по состоянию здоровья, и сокращённые, но достигшие возраста 45 лет. Они должны иметь общий трудовой стаж 25 лет, из которых как минимум 12,5 года были отданы службе. Когда руководство страны решило провести пенсионную реформу, оно пообещало не трогать силовиков, что разумно в свете многочисленных акций протеста, вызванных таким непопулярным шагом. Но, похоже, они властям верят не очень, и со службы на благо Родины бегут, пока есть возможность.
И это неудивительно, учитывая, что в информационном поле периодически проскакивают намёки на то, что объявленный формат реформы не является окончательным. Например, недавно член экспертного совета «Деловой России» Владислав Жуковский рассказал о том, что правительство рассматривает вопрос повышения пенсионного возраста ещё на три года, а ранее депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин предупреждал, что власти хотят поднять эту планку до 70 лет, причём сделать её одинаковой для мужчин и женщин. В аппарате правительства, конечно, этот инсайд назвали бредом, да и в Кремле активно от таких подобных планов открещиваются, но уровень тревоги вряд ли от этого сильно понизился. К тому же сама по себе реформа не помогла достичь заявленных целей.
В «БКС Премьер» для News.ru подсчитали, что её вклад в рост экономики составит всего 0,2–0,4 процентного пункта, а ситуация с трудовыми ресурсами страны по-прежнему вызывает тревогу у экономистов и аналитиков. Кроме того, одним из аргументов в пользу повышения пенсионного возраста называли рост выплат от государства, однако в Счётной палате утверждают, что правительство исключило из проекта бюджета на 2020–2022 годы показатель «среднегодовой размер пенсии». Таким образом, указ президента о росте пенсий выше уровня инфляции может быть не выполнен.
Так что нет ничего удивительного в том, что полицейские предпочитают выйти на пенсию при первой возможности: работа и без того тяжёлая и зачастую неблагодарная, а если ещё и ждать подвоха, то вовсе никакой радости от неё нет. Но, с другой стороны, у силовиков хотя бы на какое-то время есть выбор, возможность решить, как поступить лучше. Остальным россиянам такой роскоши не предлагали.