Самыми популярными мероприятиями по восстановлению ментального здоровья в рабочем коллективе являются профилактика стресса и эмоционального выгорания (88%), способность руководителя выстроить поддерживающий разговор (58%), соблюдение режима сна, физической активности и питания (57%), говорится в результатах исследования компаний MercerMarsh Benefits и Inbalansy (документ имеется в распоряжении NEWS.ru).
Опрос проводился на протяжении 2021 года среди 104 предприятий-участников — 14 российских и 90 зарубежных в различных сферах — от IT до индустрии моды и нефтедобычи. Авторы проекта добавили, что забота о ментальном здоровье на рабочем месте стала частью HR-стратегий ведущих западных компаний, особенно на фоне пандемии COVID-19: закрывая одни границы и «размывая» другие — между работой и личной жизнью, — коронавирус научил «каждого из нас быстро перестраивать свои процессы; а те, кто не успевал, столкнулись с тревожными состояниями».
Почти все компании — участники исследования (более 90%) столкнулись с проблемами, связанными с ментальным здоровьем. К наиболее частым проблемам относятся нарушение баланса работы и отдыха, выгорание, стресс и тревожность. Цена бездействия в этой ситуации может быть очень высока, так, 39% увольнений в России происходят по причине выгорания, а заработать его на удалёнке ещё проще, чем в традиционных офисных условиях, — говорится в документе.
В исследовании утверждается, что «позитивный момент» заключается в том, что 71% компаний — участников опроса уже реализуют мероприятия по ментальному здоровью, а каждое шестое предприятие запланировало соответствующие изменения на 2022-й.
Большинство реализуемых мероприятий фокусировались на трёх аспектах: профилактика стресса и эмоционального выгорания (88%); навыки руководителей выстроить поддерживающий разговор (58%); сон, питание, физическая активность (57%). Топ-3 инструмента: лекции и вебинары (68%); консультации психолога (45%), психолог в офисе (4%); программа поддержки сотрудников (EAP) — 37%, — отмечается в тексте.
В тройку сложностей на этапе внедрения подобных программ вошло «отсутствие понимания, с чего начать». Авторы исследования считают, что «начать нужно с создания базовых условий — атмосферы психологической безопасности, когда сотрудник чувствует поддержку, может свободно задать интересующие его вопросы, предложить новую идею» и получить конструктивную обратную связь.
Отдельная задача — дестигматизация темы ментального здоровья, она решается в том числе через повышение осведомлённости сотрудников в рамках вебинаров и групповых сессий, — подчёркивается в документе.
Ранее стало известно, что трудоголизм является одним из проявлений созависимости, когда человек пытается скрыть с помощью работы нежелание оказаться наедине с чем-либо, пояснила психолог Инна Паустовская. Чтобы разобраться в этой проблеме, эксперт порекомендовала в первую очередь понять свои ощущения.