В некоторых регионах России власти начали запрещать мигрантам трудиться в сфере здравоохранения. В поликлиниках и больницах все чаще и чаще встречаются врачи — уроженцы государств Средней Азии, многие из которых даже плохо владеют русским языком. Почему в стране так много приезжих медиков, на что жалуются их пациенты и есть ли у государства рецепты решения проблемы — в материале NEWS.ru.
Согласно данным Федерального регистра медработников, число иностранцев в системе здравоохранения РФ составляло в 2024 году около 1% от общего числа медицинских работников. Ранее Минздрав подсчитал, что в медучреждениях сейчас трудятся 6447 врачей и 4528 представителей среднего медперсонала с иностранным гражданством.
Как отметил в беседе с NEWS.ru зампред думского комитета по охране здоровья кандидат медицинских наук Алексей Куринный, доля мигрантов может заметно варьироваться в зависимости от региона.
«На самом деле медиков-мигрантов по всей России насчитывается не более 7000 человек. Большинство из них получают гражданство РФ по упрощенной процедуре, и через один-два года они уже граждане России, но их продолжают называть мигрантами», — пояснил Куринный.
Ранее Росздравнадзор представил данные об иностранных специалистах, которые в 2022 году пытались получить лицензию на медицинскую или фармацевтическую деятельность. Всего в ведомство поступило 5303 обращения. Больше всего заявлений подали медики, получившие образование на Украине: 1940 обращений (36,5% от общего числа). На втором месте — заявления специалистов с дипломами, выданными в Таджикистане (20,7%), на третьем — в Киргизии (11,7%). Далее расположились Казахстан (10,6%) и Узбекистан (4,4%).
По данным рекрутингового сервиса SuperJob, больше всего резюме поступает от врачей из нескольких стран бывшего СССР — Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении, Абхазии, Молдавии и Грузии. Причем львиная доля таких резюме приходится на Москву и регионы Центральной России.
«Анализ зарегистрированных на ключевых рекрутинговых площадках резюме дает понять, что чаще всего их подают достаточно молодые специалисты в возрасте 23–35 лет. Что характерно, многие согласны на довольно низкую зарплату — до 60–70 тысяч рублей в Москве», — рассказала NEWS.ru эксперт в сфере подбора кадров Мария Сабирова.
По ее словам, наибольшей популярностью среди мигрантов пользуются врачебные вакансии стоматолога, терапевта, педиатра, гинеколога и хирурга.
По данным Росздравнадзора, на заявителей с украинским и таджикистанским образованием приходится большое количество отказов в получении лицензии. Основная причина отклонения заявок на допуск к профессиональной деятельности — несоответствие заявленного уровня подготовки установленным в России квалификационным требованиям.
«Говоря о качестве подготовки медицинских кадров, я бы не занимался дискриминацией по национальному признаку. Уровень компетенций, конечно, разный, равно как и разный уровень подготовки российских врачей. На мой взгляд, большинство выпускников-иностранцев, которые хорошо учились в российских вузах, обладают одинаковым с россиянами уровнем знаний», — пояснил NEWS.ru педиатр Дмитрий Малых.
По его мнению, основной массив жалоб на приезжих медиков связан с владением русским языком — далеко не все из иностранных докторов могут этим похвастаться.
Терапевт Павел Смирнов в разговоре с NEWS.ru подтвердил, что медики-мигранты чаще всего раздражают пациентов именно тем, что плохо изъясняются по-русски.
«Это действительно так: врач, который плохо знает русский язык, вряд ли сможет эффективно взаимодействовать с пациентом, решать его проблемы. Языком жестов тут не обойдешься. Ну и второй момент — качество подготовки специалистов, например из стран Средней Азии, оставляет желать лучшего. Надо понимать, что чаще всего речь идет о людях, готовых работать за скромные деньги. То есть к нам едут трудиться отнюдь не светила», — пояснил доктор.
Как рассказала Мария Сабирова, для медиков, которые приезжают из бывших советских республик, действует упрощенная система подтверждения квалификации — у большинства стран ближнего зарубежья заключены специальные договоры с Россией.
«Например, в России признаются дипломы о высшем образовании, полученные в Азербайджане, Армении, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Белоруссии, Туркмении, Молдавии и Эстонии. Это означает, что медицинский работник с дипломом страны из указанных государств должен только оформить через Росздравнадзор патент, пройти первичную аккредитацию, после чего он вправе приступить к работе», — пояснила Сабирова.
Основатель и научный руководитель сети клиник Ольга Шуппо полагает, что мигрантов привлекают в отечественную сферу здравоохранения из-за острого дефицита кадров и невысоких окладов в государственных клиниках.
«Действительно, сегодня в отечественной медицине много приезжих врачей и медсестер — мигрантов. Особенно в государственных клиниках. Этот тренд сложно назвать позитивным, если речь идет о врачах, которые прошли обучение не в России и не работали у нас», — пояснила Шуппо.
Ранее российские врачи, принявшие участие в исследовании аналитической компании RNC Pharma и портала «Медвестник», высказались за запрет работы в российских медицинских учреждениях мигрантов. При этом 38,7% респондентов считают, что это поможет освободить рабочие места, а ещё 24,1% обращают внимание, что мигранты «стимулируют демпинг на рынке труда», следовательно, запрет для таких специалистов улучшит ситуацию с зарплатами в отрасли.
Реформа и модернизация здравоохранения привели к тому, что из системы было уволено значительное количество врачей, в том числе пенсионного возраста, рассказал NEWS.ru член Совета по правам человека при президенте России Кирилл Кабанов.
«Таким образом, реформа фактически была провалена. И дальше встал вопрос, кем заменять врачей, поскольку повышение зарплаты государство предложить не может. Поэтому решили пойти обычным путем — провести замену за счет врачей-мигрантов из стран Средней Азии. При этом никто не контролирует качество образования, полученного таким врачом. Во всем мире для того, чтобы доктор был интегрирован в систему здравоохранения — будь то европейская система или американская, требуется как минимум пять лет. К нам же приезжает врач, показывает какой-то диплом и сразу получает врачебную практику», — рассказал Кабанов.
По его словам, мигранты довольно быстро адаптируются к российским реалиям, начинают зарабатывать и организуют своим соотечественникам льготную медицинскую помощь в обход закона.
«В этом контексте качество медицинского обслуживания в стране неминуемо падает. Однако тех, кто организует столь массовый заход мигрантов в медицину, это не волнует: они в поликлиники по месту жительства не ходят», — указал собеседник NEWS.ru.
Дмитрий Малых сообщил, что немало врачей отправились в зону проведения специальной военной операции в качестве военных медиков. «Это касается не только хирургов и анестезиологов, но и врачей других специальностей. И до СВО кадровый дефицит ощущался, с момента же старта военной операции он стал только нарастать», — объяснил Малых.
Малых также рассказал, что российский рынок здравоохранения представляется привлекательным для приезжих специалистов: «Условия труда у нас заметно лучше, чем, например, в странах СНГ. Врачи в России получают значительно больше, чем в Таджикистане, Туркмении, Белоруссии, да вообще в большинстве стран ближнего зарубежья».
Осенью 2023 года группа депутатов во главе с лидером партии «Справедливая Россия — За правду» Сергеем Мироновым внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект о запрете иностранным гражданам работать в медицинских учреждениях, аптеках и школах. В пояснительной записке, в частности, отмечалось, что в последнее время растет негативное отношение россиян к увеличению числа неквалифицированных иностранных работников.
По оценкам авторов законопроекта, это связано с активным привлечением в страну дополнительных трудовых ресурсов. Основной приток трудовых мигрантов, указывали парламентарии, происходит за счет приезжих из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Авторы инициативы предлагали ограничить до 5% допустимую долю иностранных работников во всех видах экономической деятельности.
Тогда законопроект был отклонен — правительство посчитало, что в случае введения подобного запрета потребуется расторгнуть трудовые или гражданско-правовые договоры со значительным числом занятых в экономике РФ иностранных граждан.
Впрочем, тема по-прежнему не закрыта. В августе прошлого года спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что введение ограничения на занятие определенными видами трудовой деятельности для иностранцев, в том числе в медицине и образовании, прорабатывается. Володин также предложил убрать медработников из списка профессий с правом на упрощенное получение ВНЖ.
В ряде регионов соответствующие ограничения на работу в сфере здравоохранения иностранцев уже введены. Подобные запреты, в частности, действуют в Саратовской, Нижегородской, Московской, Омской областях, а также в Приморье и Севастополе.
Читайте также:
Россия бьет рекорд по мигрантам: у власти уже есть жесткий план, чего ждать
Великое переселение: кто такие климатические мигранты и почему их так много
Мы выживем, но цены взлетят? Что будет, если выслать всех мигрантов из РФ