Сегодня уже трудно представить свою жизнь без курьеров — людей с огромными кубическими рюкзаками. Захотелось чего-то вкусного посреди ночи? Пара кликов — и через 15 минут человек с пакетом уже стоит у двери. Корреспондент NEWS.ru решил побывать в шкуре доставщика «Яндекс Еды» и рассказать о закулисье работы и о том, правдивы ли слухи об огромных заработках в этой сфере.
Работа курьером — для тех, кто любит гулять и не любит общаться с людьми. С «коллегами» почти не пересекаешься, а встречи с клиентами в большинстве случаев выглядят так: из приоткрытой двери высовывается рука, хватает пакет, и дверь захлопывается.
Зато без лишних вопросов удается попасть в исторические дома центра столицы, апартаменты «Москвы-Сити», жилые кварталы премиум-класса. Курьерам часто оставляют не просто номер домофона, а полноценный код от двери подъезда. Охрана и консьержи не слишком вникают в личность доставщика: «Курьерская сумка есть? Номер квартиры знаешь? Тогда проходи!» Легкая возможность посмотреть, как живут другие.
Однажды мне пришлось 15 минут везти клиенту всего две позиции: пачку малосольных огурцов и кусок мяса из «Азбуки вкуса». И это притом что другой магазин продуктов был в минуте ходьбы от него. А в следующий раз вез забавный заказ: четыре рулона туалетной бумаги, пачку презервативов и плитку шоколада. Романтика!
В текущих условиях — я имею в виду проблемы с геолокацией — работать тяжело. Дело вовсе не в плохой работе навигатора, сориентироваться можно и без него, по обычной карте. Проблема в том, что приложение «Яндекс Про», неправильно считав геолокацию, может выдать заказ на другом конце города. Так, на второй день работы сервис отправил меня пешком на «Войковскую», когда я был на Новом Арбате.
Пришлось несколько раз подряд игнорировать заказы, пока не восстановилась работа GPS. В поддержке на мою проблему лишь пожали плечами: «Маршрут по этому заказу не превышает допустимое расстояние. Дальние заказы — это непростая задача. Но это также отличный способ увеличить свой доход». Ну ладно, им виднее…
Ловлю товарища на дороге, спрашиваю: «У тебя геолокация нормально работает?» А тот отвечает: «Ну да, но у меня Android, может, дело в этом». Вот оно что. Проверил, действительно так. С iPhone на задания больше ни ногой…
Завершаю свой первый за день слот (смена, которая длится чаще всего четыре часа, их можно брать несколько за день), отправляюсь поесть и перевести дух в торговый центр «Охотный ряд», что под Манежной площадью у Кремля. Захожу через подземный переход со стороны отеля Four Seasons, собираюсь ступить на эскалатор.
«Воу-воу, куда идешь?» — окликает меня со спины охранник.
«На фудкорт», — отвечаю ему.
Тот тыкает в приклеенный к столу лист бумаги, который гласит: «Курьеры <…> допускаются в комплекс только с единственного входа на нижний этаж со стороны подземного перехода у Александровского сада».
Понял. Уточняю направление и ухожу. На этот раз распахиваю двери у фонтана «Времена года», но меня снова ждет препятствие.
«Стой! Читай», — говорит уже другой охранник.
«Да я это уже чит…» — пытаюсь объясниться.
«Читай, а потом задавай вопросы», — перебил сотрудник ТЦ. А далее у нас завязывается занимательный диалог:
«Я уже был с другой стороны, меня отправили ко входу со стороны Александровского сада».
«Это не он».
«Но ведь за спиной у меня Александровский сад?»
«Да».
«Тогда куда я пришел?»
«Тебе дальше. Выходишь за двери и направо по переходу».
Уже собираюсь в путь, но передумываю и решаю все же добиться, чтобы меня пропустили:
«Но я не за заказом пришел, просто хочу спуститься поесть».
«Курьерам через общий вход нельзя».
«А может, я не курьер. Я, может, просто так эту сумку купил, чтоб все мои вещи уместились. Она очень удобная».
«Нет. Раз у тебя эта сумка, значит, ты курьер».
«Ладно, так уж и быть, признаюсь: на самом деле я журналист, пишу материал о сегрегации курьеров в Москве».
Тот несколько секунд стоит, смотрит на меня пустым взглядом и безэмоционально выдает:
«Смешно. Дверь там».
В итоге направили меня по ложному следу, пришлось еще немного поблуждать. Захожу уже через третий вход, возле «Царевны-лебедя». Там меня встречает довольно двойственный персонаж. Общается грубо, но на вежливую просьбу объяснить дорогу начинает вариацию на тему «Шоу Бенни Хилла». Он отходит метров на пять назад и демонстрирует прогулку по воображаемому подземному переходу.
Тут объявляется моя спасительница. Завидев разговор слепого с глухим, сотрудница «Охотного ряда» обращается ко мне: «Вы дверь для курьеров ищете? Давайте я вас провожу».
К чему это я? К тому, что те, кто выручал нас во время самоизоляции в пандемию, кому даже установили памятник в Холодильном переулке, будто бы стали людьми второго сорта. История с «Охотным рядом» — лишь пример. Аналогичная произошла в Центральном детском магазине на Лубянке, а в «Смоленском пассаже» попросили оставить сумку снаружи при входе.
Впрочем, есть ТЦ, в основном небольшие, куда разносчиков пускают свободно, предварительно проверив сумку. Да и в целом со стороны обслуживающего персонала отношение к обладателям желтых, зеленых, розовых и голубых рюкзаков можно назвать свойским — одну лямку ведь тянем.
Что до «лямки», то нельзя не упомянуть ту самую огромную сумку-коробку. Признаюсь, я мечтал ее заполучить как трофей и сделал это. С практической точки зрения не самая лучшая вещь: габаритная, неповоротливая и с плохой эргономикой, из-за чего даже небольшой пакет продуктов ощущается на спине почти как поддон с кирпичами. И все же это интересный артефакт. Да, он закрывает доступ туда, куда в обычной жизни зайдешь без проблем. Но в то же время открывает доступ к местам, куда не попадет простой смертный.
Так, с помощью желтой сумки я оказался на подземном этаже Lotte Plaza на Новинском бульваре — забирал заказ из «Азбуки вкуса». Во внутреннем дворе бизнес-центра расположена пара грузовых шлюзов, за одним из которых находится лифт. Кнопка «В1» опускает кабину в сюрреалистичное «подземелье».
Длинный коридор напоминает бункер. Стоит гробовая тишина. Где-то на пересечении с другим коридором прижался к стене журнальный столик с двумя стульями и лампой, а за ним из дверного проема выглядывает гладильная доска. Прохожу чуть дальше, заглядываю в открытую дверь — там несколько столов, за которыми молча обедают сотрудники комплекса. Еще дальше — тупик, представляющий из себя просторную комнату, в середине которой стоит огромный стол, заваленный продуктами. Один мужчина подносит к нему все больше еды, а другой работает за компьютером. Оба не обращают на меня внимания. Подхожу ближе, чтобы уточнить. Тот, что за компьютером, сразу меня разворачивает: «Вам вниз по коридору, где перекресток».
В конце другого коридора картина не менее странная. Небольшой зал, заваленный разобранной мебелью. В одном из углов стол, за которым сидит погруженный в свои мысли мужчина. Метрах в пяти от него стоит человек в белой рубашке, разглядывает себя в зеркале. Атмосфера — что-то между офисами в сериалах «Локи» и «Разделение».
Тишину нарушает голос из компьютера, зачитывающий какие-то аффирмации: «Три вещи в жизни не следует терять: спокойствие, надежду, честь. Три вещи в жизни не следует разделять…»
Подхожу к этому одухотворенному человеку за столом, а он, не поворачивая головы: «Код!» Называю цифры, которые он передает кому-то по рации. Через пару минут из глубин «подземелья» появляется женщина с пакетом, отдает его мне, а я, потрясенный увиденным, возвращаюсь на «поверхность».
Кстати, все рассказы о заоблачных зарплатах курьеров одновременно близки и далеки от правды. Можно ли зарабатывать больше 100 тысяч рублей за месяц? Вполне! Получилось бы это сделать у меня? Вряд ли.
«Тебе по сколько удается за слот заработать?» — спрашиваю у своего товарища по «лямке».
«Ну, за слот не скажу, но за день — где-то семь тысяч».
«Ничего себе… А сколько времени ты на работу тратишь?»
«По 12–14 часов я катаюсь. Работаю где-то 20 дней в месяц. Вот и считай, сколько выходит».
Но дело не только в количестве отработанных часов или слотов. Заработок доставщика складывается из нескольких компонентов. Первое — фиксированная ставка, которая составляет обычно 150 рублей в час. Второе — различные доплаты: за расстояние, сложность, спрос, вес, ожидание и так далее. Третье — рейтинг и буст. Последний представляет из себя доплату к заказам в размере 30%, 33% или 35%. Чтобы его получить или повысить, нужно за 28 дней выполнить 500 заказов. Что касается рейтинга, то он формируется так: за каждую доставку курьеру начисляются баллы, которые дают статус на следующую неделю — «Бронзу», «Серебро», «Золото» или «Платину».
Каждый уважающий себя курьер старается заработать «Платину», которую дают минимум за 450 баллов (за одну доставку — максимум три балла). Этот статус сильно облегчает жизнь развозчику: он дает доплату в 25% за плановые слоты (оговоренные заранее), промокод на 300 рублей в «Яндекс Еде», возможность самостоятельно отменять заказы и другие преимущества.
«В крупных городах невозможно за час заработать 150 рублей — сумма точно будет больше. Со всеми доплатами у меня выходит 500–700 рублей в час. Я использую достаточно крутой электровелосипед. В час делаю три-четыре заказа по стоимости 130–200 рублей», — рассказывает мне один из матерых курьеров.
Дело как раз в средстве передвижения. За один слот в четыре часа у меня пешком не получалось заработать больше 860 рублей, то есть 215 рублей в час. При этом в первый день я решил кататься на электросамокате и заработал ту же сумму за 2,5 часа. Правда, на транспорт потратил 1050 рублей…
Заприметил фактурного товарища с желтой сумкой на Пушкинской, подсаживаюсь к нему:
«Здравствуйте! Вы, видно, человек опытный. Не подскажете, что делать? Уже который день не могу заработать больше тысячи за слот», — спрашиваю я.
«А ты как работаешь: пешим или на велике?»
«Пешим…»
«О, ну это ты так не заработаешь ничего. Бери самокат за один рубль, и тогда бабки нормальные пойдут. Все, не отвлекай, я занят».
Понимаю: на счету каждая минута, «Яндекс» проволочек не терпит. Захожу в приложение, открываю вкладку «Транспорт». И вот оно — решение всех бед: электровелосипеды по особым тарифам.
Там, например, можно взять тот самый курьерский велосипед за 284 рубля в сутки, а за 463 рубля в сутки через полгода он будет вашим. Но это не все. Также есть особый тариф на электросамокаты — 1 рубль в минуту, то есть 720 рублей за 12 часов. С учетом того, как сильно транспорт сказывается на заработке, подобные предложения выглядят крайне привлекательно.
Итак, что по деньгам? Заработать условные 150 тысяч рублей, будучи курьером, вполне посильная задача, но 200 тысяч — вряд ли. Другой вопрос — не каждый выдержит работать по 12 часов в сутки. Это рутинный и монотонный труд, где большую часть времени проводишь наедине с собой.
С другой стороны, это отличная возможность прочистить голову и перевести дух после сидячей офисной работы, побывать в интересных местах и в целом провести лето на улице.
Читайте также:
По ту сторону выдачи. Как я три дня работал менеджером ПВЗ Wildberries
Досмотры в трусах, штрафы за всё: как я работал с мигрантами на складе WB
Шлем с кусками мозга: какие еще трофеи с СВО продают в РФ и на Украине
«Золотые унитазы» Красной площади: честный рейтинг туалетов центра Москвы