Госдума приняла закон о локализации машин такси в России. Требования не коснутся автомобилей, внесенных в региональные реестры до 1 марта 2026 года. NEWS.ru поговорил с вице-президентом Национального автомобильного союза Яном Хайцеэром и выяснил, как нововведение повлияет на стоимость поездок и сможет ли бизнес заменить все иномарки отечественными моделями.
Госдума приняла закон о локализации машин такси в России, сообщается на сайте нижней палаты парламента.
«Требования к машинам такси не будут применяться к автомобилям, внесенным в региональные реестры до 1 марта 2026 года; к транспортным средствам в реестрах Калининградской области и регионах Сибирского федерального округа — до 1 марта 2028 года, а в субъектах ДФО — до 1 марта 2030 года», — пояснили в нижней палате парламента.
Теперь для включения в реестр такси автомобиль должен будет соответствовать одному из критериев, установленных правительством. Так, совокупное количество баллов локализации должно соответствовать количеству баллов, установленному для госзакупок, или автомобиль должен быть произведен в рамках инвестконтракта.
Полный переход такси на машины российской сборки невозможен в ближайшей перспективе, считает Ян Хайцеэр, поскольку это потребует значительных затрат.
«В первую очередь это огромные инвестиции для всего бизнес-сообщества, занимающегося такси. Где-то замена парка пройдет постепенно, где-то она будет невозможной. Это отразится на качестве перевозок, так как непонятно, автомобили какого класса будут представлены. У нас есть, понятно, экономкласс, а бизнес-класс пока невидим, в том числе и для такси», — пояснил Хайцеэр.
Он добавил, что идея ограничить такси лишь российскими машинами вызывает сомнения не только из-за финансовых сложностей, но и из-за технических ограничений. По его словам, автомобили отечественного производства, такие как продукция АвтоВАЗа, часто не отвечают требованиям таксомоторных компаний по надежности и долговечности.
«Качество автомобилей беспокоит весь бизнес. Это в первую очередь продукция АвтоВАЗа. Для такси важно в том числе, насколько редко ломается автомобиль, насколько он безопасен, готов ли пассажир на нем ездить», — резюмировал Хайцеэр.
Локализации такси может помешать отсутствие производства отечественных автоматических коробок переключения передач, заявил эксперт.
«Самая важная деталь современного такси — автоматическая коробка. Так вот, вариатор, установленный на Vesta, не подходит для коммерческого использования. Считается, что он недостаточно долговечен. У нас машина должна проходить по 200–300 тысяч километров. Многим компаниям использование отечественных автомобилей принесло одни убытки», — объяснил вице-президент НАС.
По его словам, закон может быть удачным только в том случае, если китайские концерны будут изготавливать автомобили в России.
«Надо думать не только о прибавочной стоимости, строительстве заводов, но и о реальности манипуляций. Чтобы получилась качественная машина и услуги, нужна конкурентная среда. Я не думаю, что китайцы ломанутся производить автомобили [в РФ]. Если да, то закон [о локализации такси] выиграл. Но нужны предприятия по производству комплектующих, двигателей и автоматических коробок», — сказал Хайцеэр.
Он отметил, что в мире всего два производителя автоматических коробок передач. По словам автоэксперта, российская машина Lada Granta локализована на 45%, в том числе потому, что на мощные модели устанавливаются японские АКПП.
«Можем ли мы завтра создать автоматическую коробку для повышения степени локализации? Должны появиться заводы по производству этих деталей. Мы можем быть компетентными в покраске кузова и производства пластиковых деталей, но есть еще сложные технические детали. Это серьезная экономическая проблема. Стоит ли туда лезть? Не уверен», — добавил Хайцеэр.
Новый закон о локализации такси в России вернет на улицы городов «бомбил», считает эксперт. По его словам, многие таксисты работают на собственном автомобиле и не смогут заменить иномарку на российскую машину.
«У нас очень долго принимали закон о такси. С улицы убрали „бомбил“, в такси начали работать самозанятые, которые совмещают основную работу с подработкой на своем автомобиле. Их обяжут заменить машину. Смогут ли они это сделать? Нет, они вновь станут „бомбилами“ и уйдут в тень», — прогнозирует Хайцеэр.
Он добавил, что это чрезвычайно негативный фактор с точки зрения работы, налогооблагаемой базы и безопасности пассажиров. По словам автоэксперта, отрасль не готова предоставить разнообразие автомобилей и создать конкуренцию для обширного выбора.
Российские таксисты могут начать использовать схему аренды автомобилей с водителем, чтобы обойти закон о локализации, считает Хайцеэр. По его словам, это позволит сохранить доступ к услугам перевозок, несмотря на новые ограничения. Эксперт отметил, что в мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, клиенты ценят качество автомобилей, тогда как в небольших городах спрос сосредоточен на экономклассе.
«Может произойти так: слово „такси“ заменят на „аренду автомобиля с водителем“. Да, будет недоступная выделенная полоса, но для небольших городов это не принципиально. В мегаполисах принципиально сесть в качественную машину, но в малых городах вообще другие представления о классах. Где посвободнее, почему не взять машину с водителем? Такой маневр называется лимузин-сервис», — объяснил Хайцеэр.
Закон о локализации такси приведет к росту цен на поездки, прогнозирует автоэксперт. По его словам, иномарки обходятся автопаркам дешевле отечественных машин, так как стоимость их ремонта ниже.
«Что говорит таксистское сообщество? Оно просто в шоке. Многие таксопарки, у кого были в эксплуатации машины отечественной сборки, несли ощутимые убытки. Иногда ремонтировать Range Rover легче, чем уазик. Знаете почему? Кувалда не нужна. Да, первый сложнее, но есть компьютерная диагностика, все откручивается, прикручивается, встает на нужные места. А в некоторых автомобилях, не только в отечественных, нужна кувалда, нужен напильник, чтобы все забить, прибить, подпилить, подтесать, и это занимает много времени», — сказал Хайцеэр.
Он добавил, что также важен срок ремонта, так как даже несколько дней простоя приносят убытки. По словам автоэксперта, на фоне принятия закона о российских автомобилях в такси концерну «АвтоВАЗ» придется выпускать машины более высокого качества.
Читайте также:
Стало известно, подорожает ли такси из-за закона о локализации
Автоэксперт раскрыл, как таксисты могут обойти закон о локализации
Стало известно, какой механизм может сорвать локализацию таксопарков в РФ
Автоэксперт рассказал, сколько бизнес заплатит за локализацию такси