Тот факт, что свой первый послековидный визит глава Северной Кореи Ким Чен Ын нанес именно в Россию, свидетельствует о значении, которое Пхеньян придает ренессансу своих отношений с Москвой. А потому оба лидера не столько отдавали дань историческому сотрудничеству, сколько посвятили переговоры выработке совместного отношения к комплексу современных проблем. При всем многообразии обсуждаемых вопросов их суть можно свести к понятию «безопасность». Не только России и КНДР, но всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Неспроста, надо полагать, было заявлено, что по итогам встречи не будет подписано никаких двухсторонних документов. Это было сказано, чтобы охладить безудержную фантазию западных экспертов и журналистов, готовых ссылаться на некие утечки. Будь то утка об отправке ста тысяч корейских десантников на Украину или сведения о передаче Пхеньяну ядерных ракетных двигателей. Единственным достоверным печатным документом о прошедшем визите можно считать меню обеда, данного в честь Кима.
Как подчеркивали наши официальные лица, Москва не собирается нарушать некоторые резолюции Совбеза ООН, касающиеся Северной Кореи. Но при этом и не намерена придерживаться их западного расширенного толкования и хочет развивать с соседями разноплановое сотрудничество.
Конечно, международных наблюдателей интересовали аспекты прямого военного сотрудничества двух стран. Известно, что сами северные корейцы активно работают над увеличением дальности своих стратегических носителей и совершенствованием твердотопливного разгонного блока. Но с начала наших либеральных реформ Москва перестала поставлять обычные современные вооружения КНДР, включая самолеты и корабли. Конечно, китайцы содействовали развитию корейского ОПК, но в своей массе миллионная северокорейская армия вооружена устаревшими системами.
Неудивительно, что после посещения космодрома Восточный Ким Чен Ын получил возможность посмотреть на авиационные заводы и военные верфи на нашем Дальнем Востоке, познакомиться с Тихоокеанским флотом. Но это к заверениям о том, что это Россия, мол, не может обойтись без каких-то срочных корейских военных поставок.
Мы уже писали, что западные военные аналитики крайне встревожены перспективами образования такого стратегического треугольника в противовес выстраиванию американцами своей триады с привлечением Южной Кореи и Японии. Кстати, в Сеуле, от которого Вашингтон требует деятельного участия в снабжении ВСУ, видимо, задумаются о целесообразности поставок своих танков Польше, чтобы она отдала старые машины Украине.
Конечно, как подчеркивал Владимир Путин, мы блоков не сколачиваем и против кого-то дружить не собираемся. Между тем сближение и постоянные контакты трех соседних стран на высоком уровне могут значительно повлиять на положение не только в Восточной Азии, но и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Неудивительно, что уже 18 сентября в Москве ожидают приезда министра иностранных дел КНР, влиятельного члена Политбюро Китая Ван И. Да, собственно, еще до приезда к нам и Ким, надо полагать, тоже обсудил аспекты будущего визита с Пекином.
Безусловно, переговоры шли не только о военных аспектах сотрудничества или демонстративных акциях типа полета корейского космонавта. Долговременная ориентация на западных партнеров нанесла урон нашим отношениям с КНДР, которую много лет Вашингтон превращал в международного изгоя.
Да, некоторое время назад Москва списала долги соседей, которые оценивались примерно в $10 млрд. Но провозглашенный поворот в политике кардинально меняет наши ориентиры. Притом что объемы нынешней торговли с Пхеньяном пока на порядок меньше, чем у корейцев с Китаем. Но сейчас, помимо сотрудничества в космосе и обучения корейских инженеров спутниковым технологиям, у обеих стран есть немало вполне земных сфер сотрудничества: производство продовольствия, деревообрабатывающая промышленность, перемещение рабочей силы, которая могла бы потеснит мигрантов из Средней Азии.
И, главное, может прийти время реализации долго откладываемых инфраструктурных проектов. В частности, в свое время речь шла о создании нового транспортного коридора: от южнокорейского порта Пусан железная дорога могла бы дойти до Владивостока. Но можно стартовать и из порта Чхонджин в КНДР.
Так что коммюнике обнародовать рано, все еще только начинается.
Читайте также:
Стало известно, почему армии Северной Кореи «можно только позавидовать»
Названы два самых любимых советских фильма у северокорейцев
Военный эксперт рассказал, как военные технологии КНДР повлияют на ход СВО
Ким Чен Ын не президент, корейцы сдают свои фекалии: 20 фактов о КНДР