Всё чаще в лентах информационных агентств последнее время появляются новости о различных инцидентах с самолётами Superjet. Буквально несколько дней назад стало известно об очередном таком происшествии. Самолёт SSJ 100 (Sukhoi Superjet) «Аэрофлота» вылетел из Москвы в Ижевск с неотцепленным тросом заземления. Во время посадки пассажиры услышали подозрительный шум, раздающийся из хвостовой части. Лайнер сел в Ижевске, позднее после осмотра было обнаружено, что трос проделал около 30 пробоин на фюзеляже. Самолёт отстранили от полётов.
По предварительной версии, трос заземления не извлекли при уборке шасси и он был намотан на стойку. При выпуске стоек во время посадки он размотался и стал биться о фюзеляж. Представитель Шереметьево заявил, что «в настоящий момент аэропорт получил соответствующее уведомление от авиакомпании и будет устанавливать факт инцидента».
Telegram-канал авиаэнтузиастов Flight Mode сообщил, что инцидент с тросом может быть связан с тем, что якобы в Шереметьево из-за сокращений обслуживающего SSJ 100 персонала им занимаются «бегом». Так или иначе, но после аварии Superjet 5 мая, повлёкшей смерть 41 человека, СМИ стали чаще сообщать о проблемах с лайнером. За неделю новостная повестка выглядела следующим образом:
— 24 мая SakhaNews сообщили, что в Якутске из-за технической неисправности готовившийся к вылету в Хабаровск самолёт SSJ 100 заменили другим воздушным судном. Задержка рейса составила около двух часов. При этом изданию не удалось уточнить информацию в авиакомпании, которой принадлежит Superjet, так как пресс-секретарь уволилась, а новый работник «должен приступить к исполнению служебных обязанностей в понедельник».
— 23 мая, по данным «Накануне.RU», самолёт SSJ 100, летевший из Нового Уренгоя в Уфу, в результате сбоя одной из систем полпути преодолел на минимальной высоте. Издание пишет, что ещё пролетая над Уралом, командир вышел на связь с диспетчерами и доложил о неполадках в системе. Superjet разрешили снизиться, остаток пути в Уфу он проделал на минимально необходимой высоте. Позже выяснилось, что в воздухе у лайнера отказала автоматическая система предупреждения о столкновении с другими воздушными судами.
— В этот же день был отменён другой рейс Superjet в столицу Башкирии. По информации местной ГТРК, которая ссылается на данные уфимской воздушной гавани, рейс SU 1258 «Аэрофлота» должен был прибыть в Уфу в 20:05. Однако вылет был отменён, а о причинах этого на момент публикации не сообщалось.
— 21 мая «Облгазета» сообщила, что из Кольцово вылетел самолёт RRJ-95LR (обозначение типовой конструкции SSJ 100), отправление которого задерживалось на пять часов. Рейс был отложен решением авиакомпании. После отмены вылета воздушное судно стали проверять. Изначально рейс YC 249 Екатеринбург — Ноябрьск, принадлежащий авиакомпании «Ямал», должен был взлететь в 08:30, пишет издание. В пресс-службе аэропорта заявили, что во время задержки с пассажирами работали представители авиаперевозчика: они обеспечили их горячим питанием и прохладительными напитками. Самолёт благополучно покинул Екатеринбург в 13:40.
— 19 мая рейс Ульяновск — Москва самолёта SSJ 100 был отменён из-за сигнала о неполадках с гидросистемой. Воздушное судно прервало взлёт при разгоне. После этого пассажиры отказались лететь на Superjet и потребовали заменить лайнер. Утром 19 мая они были отправлены в столицу на Airbus A320.
На участившиеся упоминания о проблемах с SSJ 100, судя по всему, обратили внимание и в Министерстве транспорта РФ. Его глава Евгений Дитрих выступил с заявлением о том, что «массовые задержки и отмены рейсов на Sukhoi Superjet 100 происходили и до катастрофы с участием этого типа самолёта в Шереметьево».
Ситуация не менялась. На самом деле, задержки и отмены происходили и раньше. Коллеги, вы просто о них писали меньше, — сказал журналистам Дитрих.
Глава Минтранса добавил, что, возможно, члены экипажа чуть внимательнее подходят к тем техническим вопросам, которые возникают перед вылетом.
В остальном ровно то же самое, что было и до катастрофы, — цитирует министра «Интерфакс».
Крупнейший эксплуатант SSJ 100 — компания «Аэрофлот». До катастрофы 5 мая в её парке числилось 50 таких самолётов. Ранее «Ведомости» писали, что согласно закрытой статистике Росавиации, в 2018 году налёт SSJ 100 составил 3,6 часа в сутки. Для сравнения, самые популярные модели — среднемагистральные Airbus A320 и Boeing 737-800 — летали в среднем по 10 и 11 часов в сутки соответственно. Однако в комментарии газете топ-менеджер одного из эксплуатантов SSJ 100 объяснял, что низкий налёт лайнера связан с нехваткой запчастей: при необходимости замены компонентов самолёты надолго останавливаются.