«Макдоналдс» может вернуться в Россию, причем для этого нужно не так уж и много. По словам владельца сети «Вкусно — и точка» — а именно этот бренд пришел на смену «Макдоналдсу», — это может произойти при «изменении обстоятельств». Какие это «обстоятельства», мы прекрасно понимаем — скорее всего, окончание военного конфликта с Украиной. Однако есть большие сомнения, что новый владелец «Вкусно — и точка» согласится отдать свои рестораны американской компании. Поэтому не исключено, что в будущем у нас одновременно будет и «Вкусно — и точка», и «Макдоналдс».
В 1990 году в Москве на Пушкинской площади открылся первый в России «Макдоналдс». Очередь туда вспоминают до сих пор. Нынешней молодежи в это сложно поверить, но советские люди стояли несколько часов (!) на улице, чтобы попробовать американские бургеры. Которые стоили, кстати, немало — за простой бигмак нужно было заплатить 3 рубля 75 копеек (по официальному курсу ЦБ это было 6 долларов 18 центов). Видя такой ажиотаж, «Макдоналдс» стал у нас активно развиваться. К 2022 году у компании было 850 ресторанов. Например, в 2020 году общие доходы российских структур «Макдоналдса» составляли более 100 млрд рублей.
В России «Макдоналдс» стал для многих настоящей красной тряпкой — американские бургеры постоянно обвиняли во всех смертных грехах, политики периодически призывали закрыть все рестораны и заставить россиян питаться блинами и картошкой. Критиковать «Макдоналдс» и говорить, какая там невкусная еда, было модно. Хотя многие критики «Мака» периодически все равно покупали там бургеры. Ну а уж про детей и говорить нечего — для них «Макдоналдс» был любимым местом для встреч.
Однако в марте прошлого года из-за событий на Украине «Макдоналдс» решил покинуть наш рынок (интересно, что главный конкурент «Мака» — компания Burger King — последние 1,5 года не комментирует политическую ситуацию и продолжает работать в России). Бизнес «Макдоналдса» был продан предпринимателю Александру Говору, который до этого управлял 25 ресторанами в Сибири. Он-то и придумал новое название: «Вкусно — и точка».
Когда было объявлено новое имя «Макдоналдса», пользователи соцсетей стали издеваться над ним. Мол, более ужасного названия, чем «Вкусно — и точка», нельзя было придумать. Все стали фотографировать неких крыс с заплесневелыми булками, находить голубей, которые клюют еду, искать муравьев в котлетах и обвинять «Вкусно — и точка» в том, что вкус бургеров стал хуже. Предсказывали, что новая сеть разорится через несколько месяцев, потому что туда никто не будет ходить.
Однако прошло уже больше года с момента появления «Вкусно — и точка», и все успокоились. Вкус бургеров оказался примерно таким же, покупатели привыкли, а название сети, как выяснилось, оказалось удачным — сейчас слова «и точка» принято добавлять чуть не ко всему. Например, в Обнинске владелец мастерской по изготовлению надгробных памятников придумал слоган «Сохраним память — и точка».
Глядя на то, как Burger King завоевывает российский рынок быстрого питания, боссы «Макдоналдса» испытывают, конечно же, раздражение. Ведь потенциал нашего рынка огромный. Поэтому как только ситуация на Украине стабилизируется и политики договорятся друг с другом, американцы тут же заявят о своем желании вновь зарабатывать в России.
В настоящий момент Александр Говор говорит, что он отдаст все рестораны «Вкусно — и точка» американским партнерам. Правда, уже сейчас он начал выдвигать свои требования. Первое — именно Говор будет первым претендентом на так называемые мастер-франчайзи. То есть именно он будет «рулить» всеми франчайзинговыми сетями «Макдоналдса» в России.
Второе требование — это деньги. «Они будут выкупать за деньги, которые я вложил, — пояснил Александр Говор в интервью ТАСС. — Что вложу, обязаны будут вернуть. Это есть в договоре. И за Huhtamaki (финский производитель пищевой упаковки и посуды, продал российский бизнес структуре Говора. — NEWS.ru), и за Havi Logistics (логистическая компания. — NEWS.ru), и за проекты с „Мираторгом“».
Однако сколько захочет получить от «Макдоналдса» Александр Говор, неизвестно. Да и захочет ли вообще он что-то продавать? Ведь сейчас под контролем у Говора находится огромнейшая сеть быстрого питания с миллионным оборотом. Причем в 2023 году становится понятно, что никакого кризиса во «Вкусно — и точка» нет: покупатели привыкли к новому бренду, поставки отлажены, новые рестораны открываются.
Мало того, стало известно, что Александр Говор хочет выйти даже... на рынок Китая. И там уже вступить в конкуренцию с «Макдоналдсом»: «Написали письмо в США, в корпорацию McDonald’s. Если разрешат, с удовольствием сделаем, хоть 10 точек завтра же откроем. Как и в близкой мне по крови Белоруссии или в той же Абхазии». Но американцы, судя по всему, не разрешили. Оно и понятно — создавать себе потенциального конкурента в Китае им не хочется.
Но может ли возникнуть ситуация, когда в России одновременно будут работать «Макдоналдсы» и «Вкусно — и точка»? Пока Александр Говор это не обсуждает. Но есть ощущение, что он начал готовиться к такому развитию событий. У него уже есть свои поставщики, свои компании по производству упаковки, по логистике и так далее. Мало того, появляются новые блюда с оригинальными вкусами и ингредиентами. Взять и отказаться от одного из самых больших проектов в своей жизни? Вы бы согласились?
Так что мой прогноз — «Макдоналдс» вернется, но и «Вкусно — и точка» никуда не денется. И для нас, простых покупателей, это очень хорошо.
Читайте также:
«Макдоналдс» vs «Вкусно — и точка». Иногда они возвращаются
Шаурма, бургеры, пицца и хот-доги: что и на сколько подорожает осенью
От IKEA до Zara: почему России пока не удается заместить западные бренды
«Вкусно — и точка» лишила охранников и уборщиков бесплатной еды