В ходе СВО в боевых действиях уже приняло участие немало вооружения, которое было создано из «мирных вещей». Например, украинские силы уже давно используют тяжелые сельскохозяйственные дроны, получившее неофициальное название «Баба-яга». А теперь к ним добавились и гидроциклы.
25 июля недалеко от Стамбула турецкими военными был обнаружен украинский гидроцикл со взрывчаткой. По сообщениям местных властей и военных, к европейскому побережью Турции его прибило течением из северной части Черного моря.
Судя по всему, украинские ВМС хотели использовать гидроцикл как эрзац-версию безэкипажного катера (БЭК), но что-то пошло не так, контроль над ним был потерян, гидроцикл отправился в свободное плавание, и через какое-то время его прибило к турецкому побережью.
Стоит ли опасаться российским морякам нового вида оружия?
Грузоподъемность гидроциклов может достигать 300 килограммов — заряд такой массы причинит серьезный ущерб даже крупному кораблю. А судно небольшого водоизмещения гарантированно либо утонет, либо надолго будет выведено из строя.
К плюсам гидроциклов также можно отнести их большую скорость: некоторые модели могут разгоняться до 130 км/ч. Это означает, что попасть по такой быстро движущейся цели из стрелкового оружия будет довольно трудно, а FPV-дрон может его попросту не догнать. Дальность плавания гидроциклов может достигать 250 километров, причем ее можно увеличить путем установки дополнительных топливных баков.
В любом случае для тех задач, которые ставятся перед ВСУ, дальность хода достаточная. И конечно же, не стоит забывать про такой плюс, как относительно невысокая цена гидроцикла, особенно по сравнению с безэкипажными катерами.
К минусам можно отнести ограниченную нагрузку, что не позволит использовать гидроциклы для атак на хорошо защищенные мосты или портовые сооружения, достаточно заметный силуэт и отсутствие бронирования. Если для уничтожения безэкипажных катеров используются пулеметы калибра 7,62 мм и 12,7 мм, то для уничтожения гидроцикла теоретически хватит одной пули калибра 5,45 мм. Особенно если она попадет в двигатель или в заряд взрывчатого вещества, который крепится на сиденье.
Судя по тому, что украинские военные умудрились потерять гидроцикл, который затем несколько дней провел в открытом море, пока не все хорошо обстоит с интеграцией системы связи и управления. Не исключено, что по каким-то причинам произошел разрыв канала связи гидроцикла с оператором, после чего он отправился в незапланированное путешествие по Черному морю.
В любом случае подобное плавсредство со взрывчаткой представляло серьезную угрозу судоходству в западной части Черного моря. А ведь именно там судоходство наиболее оживленное, так как множество кораблей идут в болгарские, румынские и украинские порты из пролива Босфор. Но турки уже привыкли к тому, что со стороны Украины к ним постоянно приплывают разные взрывоопасные предметы. Сначала были мины, а теперь гидроцикл, переделанный в беспилотник-камикадзе.
Не исключено, что по мере отладки технологии связи и управления украинские ВМС могут сделать ставку именно на гидроциклы-беспилотники. Производство безэкипажных катеров, таких как Sea Baby и Magura V5, — дорогое удовольствие. Например, цена последнего составляет $275 тыс., а стоимость гидроцикла начального уровня не превышает $10 тыс. То есть их можно использовать массово, не особо обращая внимание на финансовые затраты.
Даже если из десятка гидроциклов всего один достигнет цели, это все равно обойдется дешевле, чем потеря безэкипажного катера. Тем более что превращение гидроцикла в беспилотник-камикадзе занимает меньше времени, чем строительство БЭКа.
Это означает, что российским морякам надо учитывать новый вид угроз и разрабатывать методики борьбы с безобидными на первый взгляд гидроциклами.
Читайте также:
Главное для F-15 — это опытный пилот. Но где его взять на Украине?
Почему «Леший» так нужен на СВО: с украинскими дронами пора кончать
МиГ-31БМ: почему старые советские самолеты стали особо цениться на СВО
Как обычная артиллерия превратилась на СВО в снайперские пушки