Генштаб ВСУ объявил, что переводит сотни авиатехников из ВВС в пехоту. Ранее в Сети было опубликовано видео, на котором специалисты по обслуживанию самолетов, стоя на фоне истребителей, жалуются, что их посылают в окопы как пехотинцев. С одного из аэродромов забрали 250 человек и планируют перевести еще 250. По мнению авиаторов, ВВС Украины ждет катастрофа, поскольку воздушную технику попросту некому будет обслуживать. Останется ли Киев вообще без боевой авиации — в материале NEWS.ru.
Депутат Верховной рады Украины Марьяна Безуглая во вторник, 14 января, сообщила, что главком ВСУ Александр Сырский переводит механиков и техников Военно-воздушных сил Украины в сухопутные войска. По словам Безуглой, это ослабляет оборону целых областей.
«Из воздушных сил, согласно распоряжениям главнокомандующего ВСУ Сырского, людей интенсивно переправляют в пехоту: техников, механиков, других специалистов. Сокращают мобильные огневые группы и обнажают целые регионы», — написала Безуглая в своем Telegram-канале, добавив, что штабы при этом не сокращают, а даже тайно продолжают расширять, чтобы заполнить офицерские должности.
В пехоту забирают не только техников и механиков самолетов воздушных сил, но и тех, кто обнаруживает воздушные цели или учит их обнаруживать, вторил ей другой депутат украинского парламента Алексей Гончаренко. Он сослался при этом на источники в армии. Законодатель боится, что в таком случае не останется механиков для ремонта поставленных странами НАТО истребителей F-16.
Вскоре в подтверждение слов Безуглой и Гончаренко в Сети появилось видео, на котором, как сообщается, авиатехники Воздушных сил ВСУ жалуются на командование, решившее массово перевести их в пехоту.
«В нашу часть пришла телеграмма о переводе почти всего технического персонала в пехоту, что означает крах воздушных сил. Раньше уже забрали 250 человек, сейчас планируют забрать еще 250 человек. Технический состав фактически уничтожается, а без нас авиация не может функционировать», — предупреждает одетый в форму мужчина с закрытым лицом. Ролик опубликовал украинский ресурс «Страна.ua». На видео также видны военные, которые выстроились в ангаре на фоне самолета типа МиГ-29 с раскраской украинских ВВС.
Киевский телеканал ТСН сообщил, что, например, в 1-й Галицко-Волынской радиотехнической бригаде ВВС треть штатного состава отправлена на передовую.
На этом фоне Генштаб ВСУ вынужден был признать факт отправки персонала аэродромов в окопы. «Ситуация на фронте непростая, на многих участках не хватает пехотинцев. Решение об усилении сухопутных бригад на передовой за счет военнослужащих из подразделений других родов и видов ВСУ является вынужденным шагом военного руководства для укрепления нашей обороны», — оправдывался Генштаб.
При этом там подчеркнули, что остродефицитных специалистов инженерно-авиационной службы ВВС, которые занимаются обслуживанием самолетов, «не планировалось и не планируется» переводить в пехоту. Соответствующий запрет ввел лично главком Александр Сырский.
В скандал пришлось вмешаться и президенту Владимиру Зеленскому. В вечернем обращении Зеленский объявил, что поручил разобраться в этом вопросе и «не уменьшать число специалистов», необходимых воздушным силам, ПВО и мобильным огневым группам для выполнения боевых задач.
Директор центра военно-экономических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ Прохор Тебин в беседе с NEWS.ru отметил, что само по себе решение Генштаба ВСУ логично. «Авиация с украинской стороны, конечно, полностью не исчезла и продолжает как бы иногда появляться. Иногда это даже заметно в информационном пространстве, причем ярко, но она явно не решает [задачи] и не имеет основного веса в ходе боев. Если у ВСУ чрезмерное количество обслуживающего персонала и штабных, то отдать часть из них в пехоту в целом логично», — сказал Тебин.
Впрочем, значимость решения Сырского спорна, добавил он. «Техперсонал аэродромов ВВС явно не может быть источником существенного количества личного состава», — оговорился эксперт.
Да и сам масштаб проблемы для ВСУ невелик, а оппозиционно настроенные депутаты просто используют ее как пиар-ход против Зеленского, предположил собеседник. «Тема нехватки личного состава, мобилизации острая и возникла не вчера, ее активно обсуждают. Причем это могут использовать в целях внутриукраинской борьбы во властных структурах», — допустил Тебин.
Заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Владимир Попов в разговоре с NEWS.ru не согласился с Тебиным. Решение Генштаба он счел безрассудством, граничащим с идиотизмом. «Очень неграмотное решение! Если таким образом закрывать дыры в потерях сухопутных войск, это несомненный ущерб авиации, и такие решения принимают недалекие люди», — сказал генерал.
Попов не исключил, что решение было вызвано общим падением численности украинского авиапарка. «Наверное, кто-то из сухопутных войск предложил урезать технический персонал ВВС, раз уж толком авиация не летает, если они не видят ее в воздухе ежедневно», — допустил эксперт.
Но, по словам Попова, украинские летчики ежедневно летать не могут как раз по той причине, что обслуживание современных самолетов требует много времени.
«Трудозатрат на техобслуживание боевого самолета гораздо больше, чем на машины, танки или ракетные установки. У нас в России на каждый день полетов приходится один-два парковых дня, когда самолет проверяют и обслуживают. Украинцам — с учетом их ситуации, — возможно, требуется дня четыре. Наши удары по их аэродромам, нехватка запчастей, перебои с электроснабжением — все это замедляет техобслуживание самолета. Оно и само по себе дело небыстрое, если делать правильно и на совесть. Думать, что техперсонал ВВС — это малополезные люди, которых можно перебросить в пехоту, неправильно. Это как раз полезные люди, и их сокращение затруднит работу украинских ВВС», — пояснил Попов.
Тебин также предположил, что с решением Генштаба не все так просто и что подоплека его заключается в «чистке» тыловых подразделений от людей, попавших туда коррупционным путем.
«Можно предположить, что за последние годы тыловые службы обросли значительным количеством, скажем так, „нетехнических специалистов“, которые формально проходят по бумагам как технические. На самом деле это штабные, вспомогательные и так далее служащие, штат которых раздут из-за коррупции. Например, это те, кого пристроили вроде как на службу, но не на передовую, а на тыловом аэродроме. Видимо, теперь Сырский решил, что эти люди могут служить поближе к линии соприкосновения», — допустил эксперт.
По мнению Попова, Сырский может брать людей, например, из рот аэродромной охраны или водителей топливозаправщиков, машин спецтехники и так далее. Но тогда техникам и инженерам вместо обслуги самолетов придется и охраной заниматься, и водить аэродромный транспорт.
«Тогда обслуживание самолетов растянется неимоверно. В итоге придется выпускать в полет машины без должной подготовки. И дорогостоящие летчики окажутся в роли смертников-камикадзе», — заключил Попов.
По мнению Попова, у Киева еще осталась авиация, способная выполнять боевые задачи.
«На сегодня у них примерно 12 самолетов Су-24 — боеготовых, способных наносить удары ракетами типа SCALP/Storm Shadow. Истребителей типа МиГ-29, наверное, около полка еще есть, штук 27–30. Штурмовиков Су-25 у Киева осталось штук 6–10 — это я имею в виду боеготовые машины. Армейская авиация тоже еще остается — вертолеты Ми-8 и Ми-24 примерно по 30 штук каждого типа. А если ВСУ возьмут вертолеты из гражданской авиации, то транспортных у них будет еще больше — уж полсотни точно», — перечислил заслуженный летчик РФ.
Кроме того, у ВСУ еще есть поврежденные или сломанные машины, которые подлежат ремонту или восстановлению, добавил генерал, и вот как раз на эту работу и нужны грамотные авиатехники.
Согласно открытым данным, ВВС ВСУ могут использовать около 30 аэродромов — в Староконстантинове и Яворове, Миргороде и Василькове, Николаеве и Одессе, Крапивницком и Долгинцево и другие. Что касается американских истребителей F-16, которые широко разрекламировал Зеленский прошлым летом, то они применяются в воздушных боях крайне редко, а место их стоянки держится в тайне.
Еще в начале СВО — в конце марта 2022 года — министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что ВВС противника практически уничтожены. «Вооруженным силам Украины нанесен существенный урон. Завоевано господство в воздухе. Практически уничтожены военно-воздушные силы и система противовоздушной обороны», — говорил Шойгу.
По словам министра, из 152 самолетов в боевом составе ВСУ были уничтожены 123, из 149 вертолетов — 77, из 180 комплексов ЗРК большой и средней дальности — 152 единицы.
Идея перевода части сил из одного рода войск в другой не нова. Применительно к авиации ярким примером такой практики стали ВВС гитлеровской Германии.
В 1942 году в люфтваффе (военной авиации) были созданы авиаполевые дивизии — как раз из-за требований сухопутных войск передать им около 50 тысяч человек из личного состава ВВС. Вместо этого рейхсмаршал, шеф авиации Герман Геринг создал «полевые части» в рамках своей структуры. Было сформировано 22 так называемые авиаполевые дивизии общей численностью 220 тысяч человек. Эти дивизии продолжали числиться за люфтваффе, но применялись в боях в качестве пехоты. По мнению историков, их боевая эффективность оказалась ниже, чем у обычных сухопутных частей.
Тем временем воздушные бои в украинском небе продолжаются. За первые две недели января, как сообщило Минобороны РФ, ВСК смогли сбить один МиГ-29 и один Су-27, принадлежащие ВВС Киева.
Читайте также:
Обнимался с Будановым: экс-телохранителя Саакашвили убили под Запорожьем
Котел под Курском, Сумам — приготовиться: как РФ подрежет группировку ВСУ
Контрнаступ ВСУ под Курском к инаугурации Трампа провалился: чем ответит РФ
«Они уже влезли»: Рогозин об участии США в конфликте на Украине