С новым главой МИДа Саудовская Аравия усилит антииранский лоббизм

Ближний Восток 24 октября, 2019 / 12:37

В Саудовской Аравии сменился глава Министерства иностранных дел. Указом короля Салмана им назначен член семьи Аль Сауд — Фейсал бен Фархан бен Абдулла. С учётом того, что масштабные перестановки в кабинете министров королевства произошли ещё в декабре прошлого года, назначение выглядит как минимум неожиданно. Наблюдатели связывают это с негативными последствиями для репутации Саудовской Аравии, причиной которых стало убийство оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги в Стамбуле в прошлом году. Кадровые изменения несут в себе и антииранский оттенок.

Указ короля освобождает от министерской должности Ибрагима аль-Ассафа спустя почти десять месяцев после его назначения. Принц Фейсал до настоящего времени выполнял обязанности посла Саудовской Аравии в Германии. Помимо этого, он был старшим советником в посольстве королевства в США, где помогал налаживать «взаимодействие с американскими СМИ, экспертами и лидерами общественного мнения». Принц Фейсал известен ещё и тем, что был вовлечён в несколько экономических инициатив, в том числе в Aerospace Industries — совместное предприятие американской компании Boeing и правительства Саудовской Аравии. После объявления о повышении принц выразил благодарность саудовскому королю Салману. Новоиспечённый министр заявил, что усилит дипломатическую роль королевства.

Наблюдатели называют это второй большой встряской дипломатического корпуса за последний год. Как известно, параллельно с должностью министра иностранных дел в Саудовской Аравии с недавнего времени есть пост государственного министра по иностранным делам, который сейчас занимает Адель аль-Джубейр. Его перевод туда в декабре 2018 года наблюдатели называли «понижением»: отстранение могло быть связано с попыткой убрать из публичного поля дипломата, чьё имя тесно ассоциируется с делом Хашогги. За последние месяцы Саудовская Аравия предпринимала интенсивные попытки изменить свой имидж на фоне этого скандала в Турции. Приход принца Фейсала на столь ответственную работу может также говорить о намерении Эр-Рияда улучшить свой образ за рубежом.

Смещённый с поста главы МИДа Аль-Ассаф зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Он утверждал, что никакого дипломатического кризиса на фоне убийства Хашогги Саудовская Аравия не переживает; его выступления на фоне аль-Джубейра выглядели довольно слабо и даже неуверенно.

Фото: Host Photo Agency/dpa/Global Look PressИбрагим аль-Ассаф

Арабские СМИ обращают внимание на то, что аль-Джубейр, похоже, продолжал руководить дипломатией королевства на протяжении десяти месяцев. Он представлял Саудовскую Аравию на международных форумах и встречах в Вашингтоне, в то время как публичные выступления аль-Асафа выглядели редкими. Сам аль-Джубейр — до того как был «понижен» — считался лишь вторым в истории Саудовской Аравии министром иностранных дел, который не принадлежал к королевской семье. С принцем Фейсалом, новым министром иностранных дел, дела обстоят иначе: он член монаршей семьи, хоть и не является прямым потомком основателя королевства — Абдул-Азиза Аль Сауда. В рамках смены правительства уходящий министр иностранных дел Ассаф останется государственным министром.

Перестановки можно рассматривать с нескольких углов. С одной стороны, введение в саудовское правительство преданных наследному принцу Мухаммеду молодых людей, опытных, но лояльных технократов — не что иное, как очередной шаг по объединению власти вокруг наследника престола, по сосредоточению в его руках ключевых рычагов управления королевством и возвышению потенциальных союзников. С другой стороны, кадровые перестановки могут быть и попытками правящего дома улучшить свой образ и свою политику за рубежом. Старший научный сотрудник британского аналитического центра Chatham House Нейл Квильям заявил, что «консолидация углубляется» и «прозападная команда уже на месте». По его словам, назначение принца Фейсала — «шаг, чтобы перехитрить Иран во всех [западных] столицах и в ООН».

Издание Arab Weekly обращает внимание на то, что сейчас Саудовская Аравия пытается достичь понимания со стороны своих западных партнёров о необходимости сдерживания ракетной программы своего регионального противника — Ирана. Особенно после атак на саудовские нефтяные предприятия, произошедших в ночь на 14 сентября. Работа принца Фейсала в Aerospace Industries говорит о том, что у него есть опыт в оборонной промышленности. Если удары вновь коснутся важных для инфраструктуры королевства объектов, вряд ли Эр-Рияд будет бездействовать, как в прошлый раз.