В участившихся контактах между Москвой и Эр-Риядом эксперты видят попытку последнего восстановить через российских посредников связи с официальным Дамаском. Саудовская Аравия недовольна чрезмерным иранским влиянием в Сирии и собирается составить конкуренцию Тегерану в Арабской Республике. Однако такие действия монархии однозначно вызовут неодобрение в Соединённых Штатах.
25 апреля заканчивается восьмая Московская конференция по международной безопасности, на повестку которой в том числе вынесены вопросы, связанные с ситуацией на Ближнем Востоке. Государственные СМИ Саудовской Аравии сообщают, что в мероприятии участвует высокопоставленная делегация королевства во главе с заместителем министра обороны принцем Халедом бен Салманом.
Не уточняется, с кем именно у члена монаршей семьи были намечены встречи на полях конференции. Однако нетрудно предположить, что его в первую очередь интересовали проблемы влияния Ирана и будущего Сирии. Так, в заявлении, которое подытожило прошедшую накануне сессию саудовского кабинета министров под председательством короля Салмана, говорится, что Саудовская Аравия по-прежнему придерживается твёрдой позиции относительно иранского руководства. Международное сообщество, уверены в Эр-Рияде, должно приложить максимум усилий для того, чтобы заставить «иранский режим соблюдать принципы международного права» и прекратить вмешательство во внутренние дела других государств. Именно непоколебимое желание Тегерана любой ценой сохранить своё влияние в Сирии вынуждает саудовский правящий дом идти на неоднозначное партнёрство.
Вероятно, к такому сотрудничеству следует отнести связи с официальным Дамаском, которые, похоже, решилась восстановить аравийская монархия. Сирийский историк Сами Мубаед в своей колонке для Asia Times сообщил, что саудовская сторона передала через спецпредставителя президента РФ по Сирии Александра Лаврентьева «позитивный сигнал», который касается сирийского урегулирования. 20–21 апреля дипломат побывал в Эр-Рияде, где у него состоялась беседа с наследным принцем Мухаммедом бен Салманом. По этой информации, позитивный сигнал со стороны Саудовской Аравии заключается в готовности восстановить политическое сотрудничество с правительством президента Башара Асада. Правда, как именно это будет выглядеть, пока неясно. Например, в Эр-Рияде могут вести переговоры с сирийским режимом при помощи неофициальных каналов, чтобы не нанести ущерб собственной репутации. Ведь формально в КСА по-прежнему обвиняют Башара Асада в военных преступлениях и подавлении инакомыслия.
К настоящему моменту в Дамаске работают — на том или ином уровне — дипломатические представительства свыше десяти арабских государств. Среди них — Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Кувейт и Бахрейн. Процесс нормализации дипломатических отношений был запущен в декабре прошлого года. Символическим в этом смысле можно считать визит теперь уже бывшего президента Судана Омара аль-Башира в Дамаск, где он встретился с сирийским коллегой. Эксперты предполагают, что «спонсором» визита была не только российская, но и саудовская сторона, которая, как предполагают, попросту надавила на своего суданского «клиента». Позже стали появляться сообщения об активизации дипломатов других арабских государств в Дамаске.
Очевидно, для стран Персидского залива (если не брать в расчёт политически и дипломатически «отколовшийся» от своих соседей Катар) важно занять ту нишу в Сирии, на которую претендуют Иран и находящаяся с ним в тактическом альянсе Турция. Российская дипломатия неоднократно высказывала одобрение по поводу наметившейся тенденции на восстановление членства Сирии в Лиге арабских государств (ЛАГ), однако наивно предполагать, что всё это происходит исключительно по воле Москвы. Арабский мир действует по своей логике.
В то же время американская сторона, которая хочет свернуть своё военное присутствие в Сирии, но ещё пытается демонстрировать политическое влияние, в январе этого года попыталась оказать воздействие на арабские государства с тем, чтобы они прекратили делать авансы сирийскому режиму. Источники в администрации президента США Дональда Трампа утверждали, что Саудовской Аравии и ОАЭ американской стороной было передано возмущение по поводу попыток реабилитировать режим Башара Асада. Таким образом, Вашингтон может и дальше пытаться мешать любым усилиям Эр-Рияда по усилению связей с Дамаском.