Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не может смириться с недостаточно хорошими результатами своих соратников на прошедших в конце марта муниципальных выборах. Возглавляемая им Партия справедливости и развития (ПСР) проиграла своим оппонентам из Республиканской народной партии (РНП) в таких крупнейших мегаполисах, как Измир, Анкара и Стамбул, однако последний Эрдоган не готов отдать без боя. Он заявил о необходимости пересчитать голоса. Учитывая тот небольшой отрыв, с которым в этом городе победил оппозиционный кандидат, мало сомнений, что результат может оказаться противоположным — в пользу правящей партии. Однако полезна ли такая «победа» Эрдогану?
О том, что результаты выборов в Стамбуле всё-таки будут пересмотрены, стало известно, когда самолёт главы Турецкой Республики возвращался из России, где Эрдоган провёл переговоры с российским коллегой Владимиром Путиным. Если в Стамбуле, где проживает около 11 млн человек, обладающих правом голоса, разница составила лишь 30 тысяч бюллетеней, а из-за апелляций она может упасть до 13 тысяч, к итогам подсчёта голосов нужно отнестись с должным вниманием, уверил Эрдоган.
Мы должны продолжать нашу борьбу. Необходимо устранить все подозрения. Эта ситуация может привести даже к аннулированию результатов, — сказал президент Турции.
Впрочем, по его словам, нужно уважать любые решения Высшей избирательной комиссии Турции. Он отметил, что пересчёт голосов — это привычная практика на выборах, и привёл ряд аналогичных примеров в ряде американских штатов на последних выборах.
Битва за пост градоначальника Стамбула — это дело чести для ПСР, лидер которой начинал свою политическую карьеру именно там. Ещё 1 апреля стало известно, что мэром горожане хотят видеть кандидата от РНП Экрема Имамоглу, а экс-премьер Бинали Йылдырым, который был номинантом от ПСР, уступил оппозиционеру всего несколько десятков тысяч голосов. Буквально на следующий день после голосования Йылдырым допустил возможный пересчёт, заявив о существовании недействительных бюллетеней.
Если будет пересмотр голосов, то результат может измениться, — сказал Йылдырым, выступая в эфире турецкого телевидения.
Впрочем, вряд ли изменение конфигурации в пользу кандидата от ПСР сможет заретушировать тот уровень недоверия, который избиратели в Стамбуле продемонстрировали президенту республики и его однопартийцам. Вполне вероятно, что после решения пересчитать голоса за Эрдоганом только закрепится образ авторитарного правителя. Репутационные риски слишком велики.
За реванш в Стамбуле ратует определённая группа приближённых к президенту людей, свидетельствуют данные западной прессы. Она призывает Эрдогана «приложить все усилия» для того, чтобы в городе повторилось голосование, несмотря на то, что сам турецкий президент пообещал: следующие выборы будут в стране только в 2023 году. В президентском кругу есть и те, кто пытается отговорить национального лидера от реализации подобного замысла. Они убеждены: если инициировать процесс пересмотра голосов или дать старт новым выборам мэра, это станет поводом для очередного скандала, бенефициаром которого в итоге станет оппозиция и лично Имамоглу. Как полагают наблюдатели, заявление Эрдогана говорит о том, что пока побеждают сторонники жёсткого подхода. Во вторник стало известно, что представители ПСР обратились с запросом на проведение новых муниципальных выборов в Стамбуле в Высшую избирательную комиссию. С учётом того, что президент постоянно говорит о многочисленных нарушениях в рамках голосования, не исключено, что какое-то решение в пользу его соратников будет принято.
Что касается реакции электората в Стамбуле, часть которого уже продемонстрировала свою оппозиционность по отношению к политическому курсу действующего лидера, то её действия будут во многом зависеть от того, на какой именно сценарий решится Эрдоган. В экспертной среде обращают внимание на то, что в определённом смысле решение придётся принимать и оппозиции.
Реакция (стамбульского электората. — News.ru) будет зависеть от нескольких факторов, — заявил News.ru эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов. — Во-первых, правящей партии нужно найти убедительную причину для отмены результатов. Пока что Высшая избирательная комиссия вроде держит процесс пересмотра в своих руках и нет серьёзных причин для отмены итогов выборов. Во-вторых, многое зависит от оппозиции.
Вопрос, по словам эксперта, заключается в том, готовы ли оппоненты действующей власти отстаивать свои права без сползания в открытое противостояние с президентом республики.