Статус собора Святой Софии в Стамбуле может измениться — с музея на мечеть, заявил президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган. Он пояснил, что такое решение поможет как гражданам Турции, так и туристам посещать объект наследия ЮНЕСКО бесплатно. Фоном стали события в Новой Зеландии, после которых в республике стали звучать призывы к властям пересмотреть позицию по собору Софии. Не исключено, что действия Эрдогана — это борьба с наследием Ататюрка, говорят в экспертной среде.
Эрдоган, который сейчас, как известно, проводит предвыборную кампанию за свою Партию справедливости и развития (ПСР), заявил, что смена статуса Святой Софии может произойти после 31 марта — даты, на которую назначены муниципальные выборы.
Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать то же, — пояснил турецкий лидер.
Действительно, сейчас вход в музей в Стамбуле обходится в 60 турецких лир. Собор является наиболее выдающимся памятником византийского зодчества. Он строился в 532 — 537 годах по указанию императора Юстиниана. Согласно преданиям, план возведения собора августейшему во сне поведал ангел. Юстиниан мечтал, чтобы храм не имел аналогов во всём мире и даже хотел сделать в нём полы из золотых слитков. Мечеть там находилась с 1453 года — после захвата Константинополя.
Комментируя идею изменить статус собора, Эрдоган не преминул кинуть камень в огород кемалистов, наследники которых сейчас выступают оппонентами партии президента на муниципальных выборах.
Как вы знаете, мечеть была преобразована в музей в 1935 году — это стало отражением менталитета Республиканской народной партии. Мы можем сделать шаг и изменить это, — заключил глава государства.
Собор Софии стал светским музеем в ходе преобразований Мустафы Кемаля Ататюрка. В 1985 году объект был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Турецкие власти демонстрировали колебания по поводу того, чтобы прояснить ситуацию с собором. Например, 18 марта Эрдоган заявлял, что не поддерживает идею превращения Святой Софии в мечеть, потому что такое решение может нести за собой серьёзные политические последствия. Однако, судя по всему, ситуация поменялась.
Призывы изменить статус Святой Софии звучали давно. Соответствующее обсуждение было инициировано в турецком парламенте, например, в 2013 году, когда объект предлагалось переделать в мечеть по примеру соборов в Трабзоне и в Никее. Такие инициативы нередко вызывали критику со стороны Греции. В том же 2013 году Димитрис Аврамопулос, занимавший тогда пост министра иностранных дел Греции, выразил надежду, что Святая София останется музеем. Министр говорил, что ситуацию вокруг собора, а также всех христианских памятников, которые находятся на территории Турецкой Республики, постоянно мониторят в его ведомстве. Не исключено, что в случае превращения собора в мечеть отношения Турции с Грецией только обострятся. Вряд ли в большом восторге будет и российская сторона.
Заявления Эрдогана нужно рассматривать в контексте вопроса, кто контролирует публичный дискурс вокруг острых общественных проблем, — заявил в разговоре с News.ru проживающий в Анкаре эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов. — Вскоре после теракта в Новой Зеландии в Турции начали распространяться призывы превратить собор Святой Софии из музея в мечеть.
Правда, как обратил внимание эксперт, на одном из выступлений, будто желая осадить ревнителей идеи исламизации Турции, президент призвал сначала заполнить верующими соседнюю с собором Голубую мечеть, а уже потом делать призывы по поводу Святой Софии, которые являются, по словам Эрдогана, частью заговора.
Тут речь идёт о желании Эрдогана сохранить имидж фигуры, которая имеет исключительное право комментировать политико-религиозные вопросы, — отметил Ахметов.
Эксперт напомнил, что спустя несколько дней Эрдоган всё-таки признал, что рассматривает возможность официального переименования музея Святой Софии.
При внимательном рассмотрении можно понять, что слова Эрдогана направлены, прежде всего, против наследия Ататюрка, при жизни которого был издан закон об этом уникальном музее, — обратил внимание Ахметов. — Переименование, по мнению Эрдогана, одна из мер по борьбе с авторитарным режимом, преемником которого является главная оппозиционная Народная республиканская партия Турции.
Иными словами, Эрдоган хочет показать, что он определяет дискурс о лаицизме, историческом наследии и роли религии в публичном пространстве Турции, заключает аналитик.