Эмираты толкнули Россию на откровения по Сирии

Ближний Восток 15 октября, 2019 / 21:20

Главной новостью государственного визита президента РФ Владимира Путина в Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), пожалуй, стали острые заявления российской делегации относительно турецкой военной операции «Источник мира» на севере Сирии. Сопровождавший лидера России спецпредставитель по Сирии Александр Лаврентьев заявил, что турецкие действия для Москвы неприемлемы, хотя ранее российская сторона не давала резких оценок наступлению на курдские позиции.

В Абу-Даби Лаврентьев сказал, что руководство РФ всегда призывало к сдержанности Турцию и считало, что «какая-то военная операция на территории Сирии неприемлема». Фактически это стало опровержением слов турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что «Источник мира» был полностью одобрен Москвой.

Безопасность турецко-сирийской границы должна быть обеспечена именно за счёт ввода правительственных сил на всём протяжении границы. Поэтому мы никогда не выступали и не поддерживали идею ввода, в том числе турецких подразделений, не говоря уже о сирийской вооружённой оппозиции, — сказал Лаврентьев.

По его словам, боевые действия способны нарушить межконфессиональный мир в северо-восточных районах. При этом Лаврентьев подтвердил, что сделка между курдскими военизированными формированиями и официальным Дамаском была заключена не без посредничества российского военного командования.

Да, информация есть такая, что на Хмеймиме проводились переговоры между курдами и центральным правительством, но пока мы не знаем конкретных результатов этих переговоров, — сказал спецпредставитель. — Но тем не менее переговоры проходили.

Впрочем, по словам дипломата, курдских командиров на сделку с сирийскими правительственными силами толкнули сами турки. Лаврентьев выразил надежду на то, что конструктивный диалог курдских формирований с официальным Дамаском станет «большим шагом вперёд по восстановлению суверенитета, территориальной целостности и, естественно, независимости Сирии». При этом представитель президента РФ рассчитывает, что турецкая военная операция на севере Сирии не повлияет на сроки заседания Конституционного комитета — органа, который будет решать дальнейшую судьбу основного закона Арабской Республики.

Фото: Михаил Метцель/ТАССВагит Алекперов и Александр Лаврентьев

В ответ на вопрос журналистов, просматриваются ли перспективы окончательного урегулирования сирийского конфликта и можно ли говорить о конкретной дате завершения этого процесса, спецпредставитель подчеркнул, что пока такие прогнозы строить рано — нужно дождаться первых заседаний Конституционного комитета.

До настоящего времени было интригой, насколько Москва готова взять ответственность за согласование операции «Источник мира».

Президент Владимир Путин и вся российская делегация были 15 октября торжественно приняты в Абу-Даби. Во дворце Каср аль-Ватан у лидера РФ состоялись переговоры с наследным принцем Абу‑Даби Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном. Они осмотрели выставку инвестиционных проектов, посвящённую сотрудничеству России и Эмиратов, и приняли участие во встрече с представителями деловых кругов России и ОАЭ. Помимо этого, стороны обменялись подарками. Путин почти повторил то, что делал в Саудовской Аравии, — подарил принцу белого кречета. В ответ российский лидер получил макет дворца Каср аль-Хосн. Во время переговоров глава российского государства признал, что между странами «расширяются связи в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, поддерживается плотная координация по актуальным вопросам глобальной и региональной повестки дня, прежде всего по Сирии, Ливии, Йемену, по ситуации в Персидском заливе».

Фото: kremlin.ruВладимир Путин и Мухаммед бен Заид Аль Нахайян

Однако сирийский трек, пожалуй, был главной интригой переговоров, особенно на фоне турецкого наступления. Территории, которые могли войти в оперативную зону «Источника мира», рассматривались как потенциальная сфера аравийских монархий — региональных соперников Турции. Аналитики утверждают, что для стран Персидского залива — прежде всего здесь в виду имеются Саудовская Аравия и ОАЭ, — выгоднее, чтобы эти районы Сирии контролировала российская сторона совместно с официальным Дамаском. На этом фоне вопрос о возвращении сирийского правительства в «арабскую семью» кажется делом решённым. Проблема заключается теперь лишь в том, как дальше будут выстраиваться отношения Москвы с турецким руководством. Вряд ли ему понравятся столь категоричные заявления с российской стороны, ещё и сделанные из Абу-Даби.