Лолиты для министра: архангельскому чиновнику вменили разврат

Расследования 12 октября, 2020 / 17:27

Ломоносовский суд Архангельска 11 октября отправил на два месяца под домашний арест бывшего и. о. главы регионального Минобразования Юрия Гнедышева. Его обвинили в «развратных действиях» во время прошлогодней интернет-переписки с двумя школьницами. Следствие просило отправить бывшего педагога из Северодвинска в СИЗО, однако Фемида сочла, что чиновник заслуживает более гуманной меры пресечения. NEWS.ru выяснил подробности дела экс-министра, который в своём кресле не усидел и двух месяцев.

Ссылка для школьниц

Юрия Гнедышева силовики задержали 9 октября и провели в его рабочем кабинете обыск. По данным управления СК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в отношении экс-министра заведено уголовное дело за «развратные действия, совершённые в отношении двух или более лиц» (ч. 3 ст. 135 УК). Ему грозит от 5 до 12 лет колонии.

По версии следствия, подозреваемый в декабре 2019 года в социальной сети вёл переписку с двумя несовершеннолетними школьницами, оказывая на них развращающее влияние, а также направил одной из них ссылку на видеозапись сексуального характера, — говорится на сайте ведомства.

До этого власти региона утверждали, что Юрия Гнедышева также подозревают в изготовлении и обороте порнографических материалов (ст. 242 УК), однако в сообщении правоохранительных органов про этот состав не говорится. По некоторым данным, чиновник якобы создал фейковый аккаунт в соцсетях, с помощью которого знакомился с несовершеннолетними девочками.

Юрий Гнедышев отлично зарекомендовал себя в Северодвинске. Возглавлял элитарную гимназию № 14 с уклоном иностранных языков. Был очень популярен среди гимназистов, от чего в своё время были проблемы с поисками кандидата на его место. В Министерство образования он перешёл в феврале 2017 года. Изначально все думали, что он будет сменщиком тогдашнего министра Игоря Скубенко, который готовился стать главой Северодвинска и таким образом завёл себе сменщика. Однако Гнедышев так и оставался в замах в министерстве. Помимо Скубенко работал ещё с двумя министрами, а там, надо сказать, персонажи все были проходные, которых едва ли можно назвать профессионалами. В должности исполняющего обязанности министра Гнедышев только с конца августа. Это было временное решение, так как в области 13 сентября состоялись губернаторские выборы и только после них должен был формироваться новый состав правительства. По моим данным, Гнедышев не имел шансов быть назначенным в министры образования и должен был покинуть правительство. Сейчас там массовый исход чиновников, связанных с бывшей областной властью. Поэтому едва ли уголовное дело можно рассматривать в качестве проявления аппаратной возни. Если тут и есть какая-то привязка, то только в том плане, что все претенденты на посты подвергаются серьёзной проверке. Возможно, именно в контексте неё и всплыли переписки с подставного аккаунта.

Андрей Рудалёв писатель, литературный критик

По его мнению, пока о деле Юрия Гнедышева что-либо определённое говорить сложно. Писатель не исключил, что виной всему манеры поведения чиновника.

Всё-таки он воспринимался достаточно положительно. Возможно, всё связано с панибратским стилем общения со школьниками, который перешёл границы дозволенного. Крайне печально будет, если выявится злонамеренная тенденция, а не просто «оступился», увлёкся, оговорился. Больше всего жаль его семью (из официальных биографий Евгения Гнедышева следует, что он женат, у него две дочери. — NEWS.ru). Они не заслужили подобного, — резюмировал Андрей Рудалёв.

По словам активиста экологической инициативы «Стоп-Шиес» Дмитрия Секушина, пока нет детальных данных от следствия, делать какие-либо выводы преждевременно. При этом он, так же как и Рудалёв, предполагает, что уголовное дело Гнедышева вряд ли было следствием конфликта внутри властных структур Архангельской области.

Я бы подождал официального подтверждения следственных органов и каких-то доказательств. Может быть, это и передел власти, но с другой стороны, губернатор Цыбульский — это хозяин в доме, и если бы он хотел убрать кого-то из подчинённых чиновников, ему не нужно было бы идти таким сложным путём. Я не готов утверждать, что это подстава.

Дмитрий Секушин активист коалиции «Стоп-Шиес»

Между тем местные СМИ связались с учителем одной из школ Северодвинска, знакомым с Юрием Гнедышевым, который сказал, что «ни на секунду, ни на йоту» не сомневается в порядочности экс-министра. Одна из бывших учениц фигуранта дела о «разврате», обучавшаяся в северодвинском лицее № 17, заявила, что когда он преподавал у них информатику в 2003–2005 годах, «за ним ничего такого замечено не было». Другая воспитанница чиновника заявила, что он много делал для северодвинской гимназии № 14, которая побеждала в различных олимпиадах и считается самым элитным заведением среди школ города. Она добавила, что некоторые школьницы считали Гнедышева красавчиком и «сохли по нему», да и сам он мог позволить себе «какие-то шутки», что, однако, «не выглядело чем-то страшным». Ещё одна девушка, учившаяся в гимназии № 14, также с удивлением узнала о деле бывшего директора, добавив, что «если кто-то детей трахает, то не кричит об этом на каждом шагу». Она также вспомнила, что экс-министр во время работы в образовательном учреждении нравился школьницам, выразив надежду, что «произошедшее — это какая-то ошибка».

Фото: arkhangelsk.er.ruЮрий Гнедышев

Примечательно, что в день своего якобы добровольного увольнения Юрий Гнедышев на своей странице в соцсети «ВКонтакте» опубликовал несколько постов, связанных с его профессиональной деятельностью, а до этого давал интервью и строил планы на дальнейшую работу. Впрочем, это далеко не первый случай, когда сотрудники различных госструктур лишаются своих постов аккурат перед тем, как — заслуженно или нет — становятся героями криминальной хроники. Такое уже было, например, с заподозренным во взятке полковником МВД Евгением Кузиным, обвинённым в создании ОПГ и хищениях сотрудником ФСБ Сергеем Лапшиным, а также с инспектором по делам несовершеннолетних из Краснодарского края, которому, по информации журналиста Ивана Голунова, в момент задержания подложили наркотики. А экс-министр здравоохранения Пензенской области Владимир Стрючков якобы ушёл с поста за сутки до совершённого преступления.

В подготовке материала также участвовала Марина Ягодкина.