Чтобы понять, кто такая Снегурочка, нужно отправиться в глубь веков, к истокам славянского фольклора. Это была поэтичная попытка наших предков объяснить явления природы. В народных сказаниях Снегурочка (или Снегурка, Снежевиночка) часто представала как воплощение зимнего льда, сковавшего реки. Этот архетип уходит корнями не только в русские, но и в более широкие общеславянские и североевропейские мифологические представления, отражая восприятие зимы как живого начала. В русской же традиции классическая история повествует о бездетных стариках, которые слепили из снега куклу и та чудесным образом ожила. Однако с приходом весны снежная девочка растаяла, уходя вместе со снегом. Эта печальная концовка была метафорой вечного цикла умирания и возрождения природы, тесно связанной с аграрными культами. Собиратель фольклора Александр Афанасьев в 1869 году зафиксировал и систематизировал эти сказания, увидев в них отголоски древних мифов о духах природы. Его работа открыла образ Снегурочки для широкой публики и заложила фундамент для ее перехода из устного творчества в большую литературу.
Знакомый нам образ светловолосой красавицы родился в 1873 году благодаря драматургу Александру Островскому. Находясь под впечатлением от материалов Афанасьева, он написал пьесу «Снегурочка». В его весенней сказке Снегурочка — уже не ребенок, а прекрасная юная девушка, дочь Деда Мороза и Весны-Красны. Подлинное бессмертие и народную любовь героине подарил композитор Николай Римский-Корсаков, создав в 1882 году одноименную оперу, имевшую оглушительный успех. Его гениальная партитура, где холодные, хрустальные звучания, характеризующие Снегурочку, сменяются теплыми мелодиями, доносила трагедию ледяной девушки до сердца каждого слушателя. Именно опера, а также последующие театральные постановки с великолепными декорациями и костюмами (над которыми работали такие художники, как Виктор Васнецов) окончательно сформировали визуальный канон: белоснежные косы, бледное лицо, роскошная парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом. К концу XIX века Снегурочка прочно вошла в рождественские традиции: девочки наряжались в ее костюмы, а фигурки-игрушки украшали праздничные елки.
Послереволюционные годы стали переломными в истории Снегурочки в России. В конце 1920-х празднование Рождества и Нового года оказалось под запретом как религиозный пережиток. Однако в 1935 году власти, пересмотрев решение, дали добро на проведение светских новогодних елок. Старому доброму Деду Морозу, перекочевавшему из дореволюционных традиций, потребовался понятный и «свой» помощник. Им и стала Снегурочка, но ее образ был серьезно переработан в духе нового времени. Советская трансформация была частью культурной политики по созданию новых, идеологически выверенных традиций. Во-первых, была изменена ее родственная связь: из дочери она превратилась во внучку. Исследователи полагают, что статус был выбран по идеологическим соображениям: молодая девушка как дочь создавала нежелательный подтекст, тогда как роль внучки выглядела более невинно, подчеркивала семейные ценности и делала ее ближе к детям как старшую сестру. Во-вторых, был полностью переписан ее характер: из трагической героини, подвластной страстям, она превратилась в скромную, трудолюбивую, веселую посредницу. Ее литературная биография с трагической любовью и смертью не подходила для детского утренника, поэтому сценаристы создали нового персонажа — активную организаторшу игр. В январе 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые вместе появились на главной елке страны в московском Доме Союзов, и этот дуэт навсегда стал символом советского, а затем и российского Нового года.
Сегодня Снегурочка — полноценная хозяйка собственного сказочного мира. Официальная резиденция Снегурочки в Костроме находится по адресу: улица Симановского, 11. Выбор города не случаен: в костромском имении Щелыково Александр Островский написал свою знаменитую пьесу. Терем Снегурочки, на улице Лагерной, 38, построенный в 2008 году, — это целый интерактивный комплекс, включающий музей «Сказки Снегурочки», ледяную комнату и почту. Здесь же начиная с 2009 года ежегодно отмечается день рождения Снегурочки. Она выступает как хозяйка, лично ведущая экскурсии и играющая с детьми.
Что касается передвижений, то вопрос, на чем ездит Снегурочка, решается в зависимости от обстоятельств. Классическим транспортом остается сказочная тройка лошадей, используемая для парадных церемоний. Однако в современных условиях волшебники используют и практичные средства: от вездеходов и снегоходов для поездок по Северу до стилизованных автомобилей, мотоциклов и даже упряжек оленей в городах.
За долгие десятилетия сформировалась и плеяда знаменитых исполнительниц этой роли. Говоря об актрисах-Снегурочках в СССР и России, нельзя не вспомнить хрупкую и поэтичную Евгению Филонову, сыгравшую в фильме 1968 года. В советское время эту роль часто играли балерины или фигуристки, чья грация идеально подходила для утренников. Яркий пример — Ирина Борисова, главная телевизионная Снегурочка, ведшая «голубые огоньки». В новом тысячелетии образ продолжают воплощать популярные актрисы, такие как Юлия Александрова в серии комедий «Елки».
Снегурочка прошла путь от древней фольклорной метафоры до любимой внучки Деда Мороза. Она сумела пережить смену эпох, переосмысление и идеологическую адаптацию, став в итоге уникальным и неотъемлемым символом русского Нового года.
Ранее мы писали о том, что подарить на Новый год родным и близким: 10+ идей для всей семьи.