В последние годы в списке самых быстро вымирающих стран мира прочно прописались страны Прибалтики. Литва и Латвия занимают второе и третье места в рейтинге депопуляции. Эстония — на 13-й позиции. С момента присоединения к Евросоюзу в 2004 году эти республики лишились пятой части населения. Что они утратили после обретения независимости и евроинтеграции и почему вымирают, выяснял NEWS.ru.
В советский период балтийские республики были на особом счету у союзного центра. Руководство СССР при любом генсеке пыталось сделать из северо-западной границы страны витрину для «коллективного Запада» и иностранных туристов. Простые советские граждане в бытовых разговорах называли такую витрину «наша Европа».
Практически эта особенность выражалась в существенных дотациях из Москвы, которые были гораздо выше той экономической помощи, что получали остальные регионы. Например, в Литовской ССР сельское хозяйство получало в 3,5 раза больше ассигнований из союзного бюджета, чем в целом по стране. В результате отдача от посевных площадей в Литве в сравнении с РСФСР была выше в 2,2 раза. Схожим образом обстояли дела и в Латвии, обгонявшей РСФСР более чем вдвое, и в Эстонии — в 2,3 раза.
В целом сравнительное благополучие Прибалтики объяснялось неравномерностью капиталовложений на душу населения внутри союзного государства. Если в 1989 году в СССР среднее значение составляло 789 рублей на душу населения, то в Эстонии — 872 рубля, в Латвии — 830 рублей, в Литве — 856 рублей.
Особый статус и покровительство Москвы позитивно сказывались на уровне жизни эстонцев, литовцев и латышей. Вместе с тем быстро рос промышленный потенциал трех республик, которые в советской плановой экономике превратились в центры наиболее технологически продвинутых производств.
С таким прочным экономическим фундаментом Литва, Латвия и Эстония обрели независимость в 1991 году. Будучи уже отдельными государствами, они начали искать своё место в мировом рыночном разделении труда, встраиваться в новую геополитическую реальность. Логичным и одновременным итогом этих усилий для всех трёх постсоветских республик стало вступление в Евросоюз в 2004 году.
«Идея экономического и политического воссоединения с Европой витала в воздухе в Прибалтике ещё с начала 1990-х годов. Местным руководителям и финансовым элитам это тогда казалось решением всех насущных проблем. Сейчас, спустя 20 лет воссоединения, очевидно, что „экономического чуда“ не случилось», — рассказал NEWS.ru главный научный сотрудник Института Европы РАН, глава Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
По его словам, вместо этого произошла «масштабная деиндустриализация» трёх стран. В некоторых случаях она была логичной и отвечала реалиям глобального рынка. Например, передовые для Советского Союза предприятия по производству телевизоров отставали от японских конкурентов в технологическом смысле на четверть века.
«Их судьба была предрешена. А вот перерабатывающее и химическое производство, с учётом модернизации, вполне могло конкурировать с европейскими предприятиями. Но и их не осталось. При СССР в Литве, как и в соседней Белоруссии, выращивали сахарную свеклу, полностью удовлетворяя потребность своих республик в сахаре. В итоге Белоруссия сохранила все заводы, а Литва закупает сахар во Франции», — пояснил эксперт.
Он указал, что во всех трех балтийских странах уже два года наблюдается спад ВВП, из-за чего власти идут на манипуляции с его подсчетом, чтобы скрыть экономические проблемы. «Ситуация осложняется ещё и фактическим уничтожением национальных банковских систем. Их место сейчас заняли банки из Швеции», — добавил Межевич.
Фактически сейчас условными плюсами от вступления в Евросоюз для Латвии, Литвы и Эстонии можно отметить лишь возможность более свободного перемещения для их граждан по Европе. Однако если сравнивать, к примеру, с Польшей, то она в политическом и экономическом смысле получила гораздо больше от ЕС, чем балтийские государства.
«В частности, это выражается в более серьезной финансовой поддержке из Брюсселя, когда её просят власти Варшавы. У Прибалтики таких опций нет», — отметил он.
Ранее президент России Владимир Путин указывал на неравномерность распределения экономической поддержки в рамках ЕС и на преференции Варшавы в сравнении с другими членами объединения.
По словам латвийского предпринимателя и общественного деятеля, основателя общества «За ответственность» Арнольда Бабриса, в Латвии на сегодняшний день сложилась кризисная ситуация.
«После нашего вступления в Евросоюз появились и положительные, и отрицательные моменты. С одной стороны, у некоторых — немногих — латвийских компаний образовалась возможность выйти на европейский рынок со своей продукцией, потому что уже была отлажена логистика и имелись свои конкурентные преимущества. Они, безусловно, получили выгоду. Они и на внутреннем рынке себя чувствуют хорошо. С другой стороны, в нашу экономику пришли серьезные компании с большим капиталом. На их стороне крупные инвесторы и низкая процентная ставка кредитования в европейских банках. Закономерно, что местный латвийский бизнес во многих отраслях не смог составить им конкуренцию», — указал он в беседе с NEWS.ru.
Более всего это сказалось как раз на ситуации в сельском хозяйстве. «Нашим крестьянам пришлось труднее всего. И в большей степени потому, что государственные дотации в самой Латвии гораздо выше для зарубежных сельскохозяйственных производителей, нежели для своих», — пояснил Бабрис.
По его словам, ситуация в ближайшее время может еще ухудшиться. «Евросоюз теперь сам испытывает большие трудности из-за давления со стороны США. Следовательно, и Латвия будет вскоре получать от ЕС ещё меньше экономических преференций. Похожую тенденцию мы наблюдаем и у наших соседей», — добавил бизнесмен.
Политическая конъюнктура в Европе принуждает страны Балтии подстраиваться под общий тренд. В Литве, Латвии и Эстонии принято называть советский период оккупацией и временем упущенных возможностей. Но именно в годы независимости Литва и Латвия вошли в тройку стран с самой высокой убылью населения. Об этом говорят результаты исследований ООН, согласно которым из-за демографического кризиса и эмиграции к 2050 году население прибалтийских республик снизится на 20%.
Численность населения в Литве сократится с 2,7 до 2,1 млн человек к середине столетия. Латвия после вступления в Евросоюз в 2004 году уже потеряла около пятой части своих граждан из-за большого миграционного оттока и низкой рождаемости. В Эстонии сокращение ожидается на уровне 12,7%.
«Власти Риги, Таллина и Вильнюса любят выдумывать истории о какой-то оккупации во время их нахождения в СССР. Но такие утверждения не выдерживают никакой критики. Сложно назвать оккупированной республику, имеющую собственную академию наук, собственный кинематограф, свой национальный язык и культуру, которые никак не ущемляются. Более того, тогда строилось множество школ, где преподавали исключительно на родном языке», — пояснил NEWS.ru историк и публицист Евгений Спицын.
Он напомнил, что в советское время ключевые должности в руководящих республиканских органах и основных производственных отраслях занимали представители именно местной элиты.
«Все три республики получали огромную финансовую поддержку от Москвы, которую никак нельзя сравнить с теми крохами, которыми теперь Литву, Латвию и Эстонию подкупает Евросоюз. Эти подачки нужны лишь для поддержания антироссийского курса в их внутренней и внешней политике», — добавил эксперт.
Натянутые отношения с Россией в последние годы осложняются различными попытками экономического давления со стороны Латвии, Литвы и Эстонии на Москву. Власти трех стран сразу приняли санкционную политику, которую им теперь диктует Брюссель.
«За время моего пребывания на дипломатической службе в Латвии и Литве у меня складывалось два личных ощущения, — рассказал NEWS.ru чрезвычайный и полномочный посол РФ в Латвии (1996–2001) и Литве (2013–2020) Александр Удальцов. — И они в некоторой степени противоположные. По своей профессиональной деятельности я наблюдал ухудшения отношений с Россией, о чем докладывал своему руководству в Москву. Это выражалось в растущей русофобии и конкретных законодательных нормах вроде статуса „негражданина“ для русскоязычных жителей. И в то же время у меня сохранялись замечательные человеческие отношения со многими людьми. С теми, кого огорчало желание местных властей идти на обострение с Россией. Тогда и особенно теперь эти люди ощущают на себе политическое давление».
По его словам, сейчас в Латвии и Литве стало массовым явлением, когда российских граждан обвиняют в шпионаже.
«Мы со своей стороны всегда пытались им помочь. Сложно сказать, как отношения Прибалтики и России будут развиваться в будущем. В нынешних реалиях они фактически поставлены на паузу из-за недружественной политики по отношению к нам. Нет ни одной отрасли, в которой сохранилось бы тесное сотрудничество. Туристический поток тоже неуклонно снижается», — посетовал дипломат.
По его мнению, сотрудничество может нормализоваться лишь в том случае, если Россия посчитает это нужным.
«Нужным с экономической и политической точек зрения. Но пока для нас по этим направлениям Латвия, Литва и Эстония не представляют особого интереса», — подытожил Удальцов.
Читайте также:
Берлинская стена 2.0: почему Европа устает от русофобии
Польша тратит $2,5 млрд на суперщит от России. Он спасет от «Искандеров»?
«Запредельный уровень»: в МИД раскрыли шаги по борьбе с русофобией в Латвии