Во Франции началась общенациональная забастовка, напомнившая о выступлениях «жёлтых жилетов». На этот раз французы протестуют против пенсионной реформы. Обнародованный в июле законопроект сразу же стал предметом жарких споров и поводом к массовым забастовкам. Несмотря на колоссальные пропагандистские усилия правительства, французы не верят, что пенсионная система в будущем станет более справедливой. News.ru разобрался, почему этот законопроект вывел их из себя.
Изначально пенсионная реформа во Франции была намечена на середину 2018 года, но теперь ожидается, что парламент проголосует за законопроект не раньше лета 2020 года. Хотя в тексте законопроекта, обнародованном в июле, утверждается, что он был разработан после тщательных консультаций с экспертами и гражданским обществом, этого, очевидно, оказалось недостаточно. Первая забастовка работников общественного транспорта потрясла Францию 13 сентября, вторая, ещё более масштабная, стартовала 5 декабря.
Благодаря мощной и разветвлённой системе профсоюзов парализовать страну оказалось довольно несложно: об участии в забастовке заявили профсоюзы работников железных дорог, общественного транспорта, электросетей, сотрудников наземных служб Air France, адвокатов, врачей, полицейских, учителей. Именно эти категории населения — главные проигравшие в грядущей пенсионной реформе.
Французские профсоюзы за годы борьбы с государством добились для своих членов весьма льготных условий труда и выхода на пенсию. На данный момент во Франции существует 42 плана пенсионного страхования для разных категорий работников. Например, машинисты поездов могут получать пособие по старости уже в 50 лет, другие работники железных дорог и метро — в 55. Это считается компенсацией за неприглядную и трудную, но общественно полезную работу. Получается система внимательная и заботливая в отношении трудящихся, но, увы, неподъёмная для нынешнего бюджета, так как ранний выход на пенсию спонсируется государством. По данным правительственного доклада, к 2025 году дефицит пенсионного бюджета в Пятой республике составит от 8 до 17 млрд евро.
Есть и другая проблема. На французскую экономику давит скромное число трудящихся относительно всего населения. По данным Eurostat, только 56% французов в возрасте от 15 до 74 лет в 2018 году были заняты. Такие показатели объясняются как высокой безработицей среди молодёжи, так и ранним выходом на пенсию. А так как продолжительность жизни в дальнейшем будет увеличиваться, будет расти и число иждивенцев. Нет необходимости объяснять, что высоких показателей экономического роста, а значит, и улучшения благосостояния населения при таком раскладе не достичь. В начале правления Макрона темпы роста ВВП были на уровне 2,4%, в этом и следующем году по прогнозам они составят 1,3% и 1,2%.
Покончить с явно перегруженной системой пенсионного страхования во Франции до Макрона пытались президенты Жак Ширак в 1995 году и Николя Саркози в 2010-м. Обоим пришлось отступить перед лицом мощнейших уличных протестов. Как отступил и нынешний глава Пятой республики, отозвав законопроект, повышающий цены на бензин, после выступлений «жёлтых жилетов». Но пенсионная реформа — это главная цель Макрона, отказываться от неё он не собирается, хотя некоторые уступки неизбежно придётся сделать.
Суть реформы выражена в формуле «проще, справедливее, для всех». Существующие 42 страховых плана по ней упраздняются и вместо них вводится единая система расчёта пособий по старости, основанная на баллах. Каждый отработанный день приносит трудящемуся условные единицы, чем больше он их накопит к старости, тем больше будет пенсия. Звучит действительно просто, а вот справедливо ли? Равен ли один день работы машинистом в тёмном, душном туннеле метро дню, проведённому в удобном кресле офиса с кондиционером? День работы полицейского, рискующего жизнью и здоровьем, дню чиновника, который написал этот законопроект? На эти вопросы французское правительство пока не дало удовлетворительных ответов, предпочитая напирать на то, что и нынешняя система несправедлива к очень многим трудящимся и кроме того, не отвечает современным реалиям.
Макрон обещал не повышать пенсионный возраст и своё обещание сдержал: он остаётся на уровне 62 лет для мужчин и женщин. Но ушедшие на покой в этом возрасте будут получать урезанную пенсию, в этом главная хитрость. «Основной» пенсионный возраст в 2025 году (именно тогда пенсионная реформа по плану вступит в силу) будет 64 года, и если работник уйдёт раньше, то будет получать пособие примерно на 5% меньше за каждый «недоработанный» год. Если же он, напротив, уйдёт позже, то получит бонус в 5% за каждый «переработанный» год. Причём «основной» возраст будет меняться в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни поколения, за которым он закреплён. Так как, скорее всего, продолжительность жизни во Франции будет увеличиваться, вслед за ней будет отодвигаться и пенсионный возраст.
На выходе преимущества от перехода на новую систему очевидны только тем, кто верстает государственный бюджет, а у французов возникает подозрение, что их пытаются заставить работать больше за те же деньги. В общем-то, они правы, в этом и состоит цель реформы. Как уже указывалось, французская экономика нуждается в увеличении числа трудящихся.
Столкнувшись с угрозой повторения протестов «жёлтых жилетов», Макрон вышел из положения излюбленным способом: сымитировал отступление и объявил очередные трёхмесячные национальные дебаты. Высказать всё, что он думает о пенсионной реформе, может каждый: виртуально через интернет-платформу или лично высшему комиссару по делам пенсий Жану-Полю Делевойе, который в данный момент колесит по стране и руководит дебатами на местах.
На сегодняшний день нельзя сказать, что эта стратегия работает. Согласно опросу Elabe, опубликованному 7 ноября, почти каждый второй француз (47%) выступает против реформы и только 29% её поддерживают. Несмотря на все разъяснительные усилия правительства, за месяц число противников реформы увеличилось на 4%.
Аналогичным образом президент отреагировал на протесты «жёлтых жилетов», которые не утихли даже после отмены спровоцировавшего их повышения цен на бензин. Дебаты тянулись долго, а итоговый доклад президента, представленный 25 апреля, не предложил ничего принципиально нового. Макрон пообещал решить проблемы неравенства богатых и бедных, приблизить власть к народу, но намеренно избегал излишней детализации своих планов и прятался за спины министров. Другой опрос Elabe свидетельствует, что 65% французов, следивших за итоговой пресс-конференцией, посчитали аргументы президента неубедительными. Впрочем, протесты к тому моменту хоть и не прекратились, но заметно сошли на нет сами собой.
За Макроном закрепилась стойкая репутация «президента богатых», улица его не любит. Этому отчасти способствовали его собственные высказывания, признанные многими высокомерными, и третирование политических соперников. В ноябре рейтинг одобрения главы государства колебался на уровне 33%. Это не так плохо по сравнению с 23% в разгар движения «жёлтых жилетов» в январе 2019 года, но и несравнимо с теми 67%, с которыми Макрон пришёл к власти в мае 2017-го. Насколько подкосит поддержку молодого президента пенсионная реформа, вопрос будущего, но складывается впечатление, что 23% станут не самой низкой точкой за его срок.