Российские банки все чаще выдают потребителям займы через аффилированные микрофинансовые организации (МФО) вместо привычных кредитов — особенно в случае дистанционного оформления, сообщает РИА Новости со ссылкой на руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгению Лазареву. Такая практика, по словам экспертов, используется в отношении клиентов с низкой кредитоспособностью и нарушает права потребителей.
Банки пользуются ситуацией и, чтобы обойти ограничения регулятора по оценке рисков, все чаще при дистанционном обслуживании заключают с клиентами с низким кредитным рейтингом и высокой долговой нагрузкой договоры займов с дочерними МФО вместо кредитных договоров. Эта практика — прямое нарушение прав потребителя и вполне может расцениваться как мисселинг, — уточнила Лазарева.
По словам эксперта, заемщики зачастую не замечают подмены, поскольку уверены, что получают стандартный банковский кредит. При этом они не читают документы до подписания и знакомятся с условиями уже после первых выплат. По статистике, более 90% граждан в подобных ситуациях не вникают в суть договора при оформлении займа.
Такие действия позволяют банкам формально не нарушать нормативы Центрального банка, перекладывая риски на аффилированные микрофинансовые структуры. В свою очередь заемщики нередко сталкиваются с менее выгодными условиями и ограниченной возможностью защиты своих прав. Лазарева рекомендовала в таких случаях подавать жалобы в Банк России.
Ранее управляющий партнер юридической компании «Русяев и партнеры» Илья Русяев дал рекомендации клиентам банков при одностороннем изменении условий обслуживания счетов. Юрист посоветовал фиксировать нарушения (сохранять уведомления, выписки), направлять письменную претензию в банк, а при отсутствии реакции — обращаться в ЦБ, к финансовому омбудсмену (для споров до 500 тысяч рублей) или в суд.