Сейчас уже нет оснований для того, чтобы продлевать соглашения между правительством и нефтяными компаниями о стабилизации цен на топливо после 1 июля 2019-го. Об этом заявил вице-премьер России Дмитрий Козак. Отказ от такого сдерживания приведёт к удорожанию бензина и ускорит инфляцию в стране, рассуждают аналитики, опрошенные News.ru. Впрочем, единогласны они, разгон общих цен будет не очень значительным.
Исходя из той ситуации, которая сложилась на внутреннем рынке, а также из мировых цен на нефть, уже нет оснований для того, чтобы продлевать после 1 июля 2019 года соглашения с нефтяниками о «заморозке» цен на бензин. Об этом рассказал вице-премьер Дмитрий Козак. Впрочем, оговорился он, если на рынке произойдут «значительные изменения», то власти пойдут на любые договорённости.
Соглашение о сдерживании цен на бензин действует с лета 2018 года, когда стоимость топлива для населения резко выросла. В конце марта 2019 года срок действия договорённостей решили продлить до 1 июля. В обмен на это власти пообещали нефтяникам снизить нормы поставок топлива на внутренний рынок и увеличить компенсацию из бюджета.
Несмотря на это, российский топливный рынок продолжает оставаться без эффективных механизмов выравнивания ценовой конъюнктуры, убеждён главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Он уточняет, что НПЗ продолжают нести существенные убытки, так как демпфирующий механизм правительства показывает свою неработоспособность в рыночных условиях. С начала года потери нефтепереработки из-за поставок топлива на внутренний рынок вместо получения экспортной выручки могут составлять почти 200 млрд рублей, оценивает эксперт. При этом демпферное возмещение в виде надбавки к налоговому вычету по нефтяному акцизу составило порядка 120–130 млрд рублей, таким образом, вынужденные потери переработки равняются 70–80 млрд рублей.
Более того, продолжает Покатович, независимые автозаправки остаются «в тисках» весьма низкой маржинальности — если комфортным уровнем по продаже бензина на АЗС можно считать отметку в 20%, то сейчас показатель в зависимости от регионов колеблется в диапазоне 7–12%.
Топливный рынок России в ближайшей перспективе остаётся без какой-либо формы эффективного рыночного управления, — отмечает аналитик.
С начала года стоимость топлива выросла на 0,9%, что немного при общей инфляции в 2,4%, рассуждает главный аналитик Промсвязьбанка Денис Попов. Тем не менее, добавляет он, отставание роста цен на бензин может стать стимулом для их опережающего роста в будущем.
В нынешних экономических условиях, когда потребительский спрос испытывает перманентное ухудшение, правительство вряд ли допустит очередной ценовой коллапс на топливном рынке, полагает Антон Покатович из «БКС Премьер». Также представители некоторых крупных нефтяных компаний заявляли ранее, что будут удерживать рост цен в рамках инфляции, напоминает аналитик. Даже в случае прекращения действия топливного соглашения цены этого сегмента рынка не продемонстрируют неконтролируемого взлета, а «топливная инфляция» не окажет критического воздействия на общий рост потребительских цен.
При худшем раскладе, продолжает эксперт, если летом этого года на топливном рынке мы увидим повторение событий лета 2018-го, то скачкообразный рост стоимости бензина может добавить к инфляции 0,2–0,3 процентного пункта. Тогда скорость роста цен в стране увеличится до 5–5,3% в годовом выражении с 5,1% в мае.
Сопоставимые оценки даёт и Денис Попов из Промсвязьбанка. С учётом того, что вес бензина при расчете инфляции составляет около 4%, то удорожание этого вида топлива ещё на 3–4% до конца года даст дополнительно 0,12–0,16% к уровню общей инфляции, считает аналитик.
Впрочем, добавляет он, это влияние несущественно с точки зрения монетарной политики Центробанка и не должно повлиять на принятие решения по снижению ключевой ставки (уже 14 июня 2019-го).