Законодательная инициатива по поводу расщепления НДС не решит проблему дотационности региональных бюджетов и выполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, так как около 70% поступлений НДС формируется на территории всего лишь 10 субъектов Федерации. Об этом NEWS.ru заявила руководитель Департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве РФ Светлана Солянникова. Экономист выступила с целым рядом новых предложений, позволяющих регионам усилить их бюджеты.
Ранее депутаты Госдумы внесли на рассмотрение парламента страны проект закона с предложением отдавать регионам часть сборов НДС, которые сейчас полностью поступают в федеральный бюджет. «Перераспределение доходов от НДС между федеральным бюджетом и бюджетами регионов на этапе формирования бюджета на будущий период позволит бюджетам регионов самостоятельно распределять бюджет, выделяя наиболее важные отрасли, что в дальнейшем позволит увеличить доходность соответствующего бюджета», сочли депутаты ГД в пояснительной записке к законодательной новелле.
Как объяснила Солянникова, дифференциация уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и их бюджетной обеспеченности связана с неравномерностью размещения налогоплательщиков и налоговых баз на территории страны, а по НДС ещё и несовпадением места получения, уплаты и возмещения налога на добавленную стоимость по отдельным операциям. Вот почему НДС зачисляется в «общий» федеральный бюджет, указала специалистка Финансового университета при правительстве РФ.
По мнению руководителя Департамента общественных финансов Финуниверситета Светланы Солянниковой, более эффективными были бы такие меры, как:
— расширение состава подакцизных товаров, в частности, за счёт включения в их состав предметов роскоши, вредных для здоровья продуктов питания (таких как фастфуд, сладкие и сладкие газированные напитки), электронных систем доставки никотина, устройств для нагревания табака;
— инвентаризация налоговых расходов и оптимизация налоговых преференций, предоставляемых в рамках реализации государственных программ Российской Федерации и субъектов РФ;
— расширение перечня объектов обложения по налогу на имущество организаций за счёт включения в него движимого имущества;
— пересмотр подходов к установлению нормативов зачисления налогов в региональные бюджеты и введение нормативов, дифференцированных по группам субъектов Федерации;
— введение надбавок к федеральным налогам.