Руслан Байсаров построит первую железную дорогу в Туве

Экономика 27 мая, 2019 / 15:00

Между АО «ТЭПК „Кызыл — Курагино“» и ОАО «Российские железные дороги» в апреле был подписан договор генподряда на проектирование и строительство железнодорожной дороги «Элегест — Кызыл — Курагино», которая станет первой на территории Республики Тыва. 410 км рельсов свяжут регион с федеральной железнодорожной инфраструктурой. Детальный план строительства железнодорожной линии, связанный с развитием порта «Ванино» и горно-обогатительным комбинатом на Элегестском месторождении, будет подготовлен в правительстве России до середины лета текущего года. С таким заявлением выступил глава МЭР РФ Максим Орешкин. О выгодах для бизнеса и государства от реализации этого проекта и об уже проделанной работе в интервью информационному порталу News.ru рассказал гендиректор АО «ТЭПК „Кызыл — Курагино“» Руслан Байсаров.

— Какая работа была проделана в рамках реализации проекта первой железной дороги в Туве?

Руслан Байсаров: В мае 2018 года между АО «ТЭПК „Кызыл — Курагино“» и Федеральным агентством железнодорожного транспорта, выступающим от имени Российской Федерации, было заключено концессионное соглашение, предметом которого стало проектирование, строительство и эксплуатация железной дороги. После этого по распоряжению правительства РФ проект железнодорожной линии «Элегест — Кызыл — Курагино» был включен в состав комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Тогда же куратором Республики Тыва от федерального правительства был назначен министр экономического развития Максим Орешкин, который одним из главных приоритетов определил решение вопросов, необходимых для скорейшего начала строительства железной дороги.

— Для чего к проекту было решено привлечь РЖД?

Руслан Байсаров: В апреле нынешнего года АО «ТЭПК „Кызыл — Курагино“» подписало договор с ОАО РЖД, по которому РЖД выступит генеральным подрядчиком строительства железнодорожной инфраструктуры для этой ветки. Наличие принципиальных правительственных решений и привлечение самого опытного и мощного в стране подрядчика в сфере железнодорожного строительства позволит ускорить темпы реализации проекта.

— Что в итоге получит регион от этой масштабной стройки?

Руслан Байсаров: На церемонии подписания и Максим Орешкин, и министр транспорта Евгений Дитрих подчеркнули безусловную важность и значимость проекта как для Республики Тыва, так и для всей транспортной системы России. Даже если не говорить о существенных размерах налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, само по себе строительство «Элегест — Кызыл — Курагино» создаст около пяти тысяч рабочих мест, а после ввода дороги в эксплуатацию и полноценного освоения Элегестского угольного месторождения будет трудоустроено еще как минимум 10 тысяч человек с учётом смежных отраслей.

— Как строительство этой железной дороги поможет укреплению межрегиональных связей?

Руслан Байсаров: По территории Тувы пройдёт 120 км магистрали, тогда как остальные 290 км — уже по Красноярскому краю. Фактически за счёт развития транспортной сети будут укреплены межрегиональные связи не только этих двух регионов: новая железная дорога откроет путь высококачественному тувинскому углю доступ на Транссибирскую магистраль. Председатель комитета Верховного хурала по энергетике, строительству, транспорту и ЖКХ Республики Тыва Алдын-кыс Конгар справедливо сравнила железную дорогу с Великим шёлковым путём и считает, что реализация нашего проекта позволит сделать Туву узловым логистическим пунктом всего Восточного экономического коридора.

— С чём придется столкнуться при строительстве дороги?

Руслан Байсаров: На участке Элегест — Кызыл — Курагино очень сложные рельеф и инженерно-геологические условия. Предстоит проложить восемь тоннелей сквозь горную породу и построить 127 мостов. В совокупности мосты и тоннели — это 27 км из запланированных к укладке 410. Например, только водопропускных труб понадобится более 16 км. Именно поэтому мы сочли правильным привлечь к строительству компанию РЖД с её богатым опытом.

— В чём заключается интерес бизнеса к данному региону? Можно ли было бы обойтись без этого строительства?

Руслан Байсаров: В грузоперевозках. Плановые объемы ветки «Элегест — Кызыл — Курагино» — около 15 млн грузов в год. Никаким другим видом транспорта такой объем и в такие сроки перевезти невозможно. «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» разрабатывает в Туве Элегестское угольное месторождение, объём промышленных запасов которого составляет 855 млн тонн, а толщина пласта превышает семь метров. Для сравнения: на Кузбассе уголь добывают из пластов толщиной до трёх метров, а в Воркуте — около метра. При этом Элегест — лишь часть Улуг-Хемского угольного бассейна, комплексная разработка которого станет катализатором развития всего Восточно-Сибирского региона. Но отправной точкой развития должна будет стать железная дорога «Элегест — Кызыл — Курагино», которая соединит Республику Тыва с общефедеральной инфраструктурой.

— Расскажите о строительстве моста через реку Амур вашей компанией «СК „Мост“».

Руслан Байсаров: В марте этого года мы соединили две части первого железнодорожного моста через Амур в Китай в районе села Нижнеленинское Еврейской автономной области. Нашими компаниями был возведен мостовой переход, длина российской части которого составляет — 309 метров, а с прилегающими подъездными путями протяжённость моста — более 5 км. В дальнейшем мост обеспечит пропускную способность в 21 млн тонн груза в год. Его особенность в том, что он рассчитан на пропуск поездов по железнодорожным путям различной колеи: с шириной 1520 мм для российского подвижного состава и 1435 мм для китайского. Это, безусловно, очень важный проект, который укрепит торгово-экономические связи двух стран, сократит существующие маршруты до потребителей в КНР и Юго-Восточной Азии более чем на 1700 км.

— Какими ещё значимыми проектами по строительству занимаются ваши компании?

Руслан Байсаров: В настоящее время компания прокладывает второй Байкальский тоннель в рамках модернизации БАМа и Транссиба. Помимо этого, строим ещё один трансграничный мостовой переход в районе города Благовещенск. Это будет первый автодорожный мост из России в Китай через реку Амур. Осуществляем проходку тоннелей для Московского метрополитена и многие другие проекты.

Биография Руслана Байсарова

Руслан Байсаров родился 9 августа 1968 года в селе Пригородное Грозненского района Чечни. В 1985 году поступил в Московский инженерно-строительный институт. После прохождения службы в армии в 1986–1988 годах принял решение перевестись в Грозненский нефтяной институт имени академика Миллионщикова, где получил специальность «инженер-экономист». В 2001 году стал обладателем степени магистра по социологии в МГУ имени Ломоносова. С 2018 года ему была присуждена учёная степень кандидата технических наук в МИСиС.

В нефтяной бизнес Руслан Байсаров пришёл в конце 90-х годов. Его компания «Инфант» перерабатывала порядка 1,5 млн тонн нефти на Московском НПЗ. В 2001–2004 годах являлся вице-президентом «Московской нефтяной компании». В 2004–2005 годах стал вице-президентом «Центральной топливной компании». В 2005 году — глава совета директоров ЗАО «МНК-Автокард», в этом же году он становится вице-президентом «Московской нефтегазовой компании», а с 2007 года — её первым вице-президентом. В 2010–2011 годах занимал пост первого вице-президента «Центральной топливной компании». С 2011 года является гендиректором «Тувинской Энергетической Промышленной Корпорации». С 2015 года Руслан Байсаров — акционер (25%), а с 2016 года — владелец контрольного пакета (56%), а также председатель директоров группы компаний СК «Мост».