16+
На фото: Российский предприниматель Руслан Байсаров

Руслан Байсаров

Владелец АО «ТЭПК», основной акционер ГК СК «Мост»

 

Руслан Байсаров: «Проекты, определяющие будущее» 

Трансграничный мост через Амур «Благовещенск-Хэйхэ», строительство которого ведет компания известного бизнесмена Руслана Байсарова, эксперты называют мостом в будущее. Введение в строй стратегически важного для региона объекта не только решит транспортные проблемы и будет способствовать развитию торгового сотрудничества между Россией и Китаем, но и существенно укрепит позиции нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этот проект, по мнению экспертов, в духе многих начинаний бизнесмена: он - масштабный, нацелен на перспективу и требует комплексного подхода в процессе его воплощения.

Байсаров: Всего в этой жизни добился сам

Руслан Сулимович Байсаров - один из самых известных предпринимателей Чечни, владелец контрольного пакета акций группы компаний СК Мост, основатель и гендиректор «Тувинской энергетической промышленной корпорации». Бизнесмен родился 9 августа 1968 года в небольшом селе Пригородное с населением около пяти тысяч жителей (Грозненский район Чечено-Ингушской АССР). Семья его родителей - Сулима и Касират Байсаровых принадлежала к одному из крупнейших чеченских тейпов Хачарой. Жили они небогато, но сам Руслан, сколько себя помнит, старался заработать, поэтому у него с раннего возраста имелись карманные деньги. Довольно часто в беседах с журналистами он говорил, что «всего в этой жизни добился сам».

Окончив в 1985 году среднюю школу, Байсаров по совету старшего брата поступил в Московский инженерно-строительный институт. Однако через год его призвали на срочную службу, поэтому учебу пришлось на время отложить. После демобилизации Руслан Сулимович перевелся на инженерно-экономический факультет в Грозненский институт (сегодня - Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова). «Я нефтью мечтал заниматься с детства: у нас в Грозном был нефтеперерабатывающий завод, который перерабатывал 20 млн тонн нефти в год, - крупнейший в Союзе, все было построено вокруг него», - вспоминал в одном из интервью Байсаров. В 1996 году он окончил вуз, получив специальность «инженер-экономист».

Понимая важность базового образования, в 2001 году Руслан Байсаров окончил магистратуру МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «социология». В 2018 году бизнесмен защитил кандидатскую диссертацию на базе столичного НИТУ «МИСиС».  

Начало карьеры и работа в нефтяной отрасли

Предпринимательской деятельностью Руслан Байсаров начал заниматься в 90-х годах. Пробовал свои силы в ресторанном и развлекательном бизнесах, осваивал сферу услуг.

На рубеже нулевых бизнесмен перешел в «нефтянку» - занимался поставками топлива и нефтепереработкой. Розничная компания Байсарова «Инфант» перерабатывала около 1,5 млн тонн нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе и обслуживала около двух тысяч заправок по всей стране, а также: 

  • структуры Министерства внутренних дел;
  • Российскую академию наук;
  • Федеральную таможенную службу;
  • Министерство юстиции;
  • Музеи Московского Кремля
  • и другие.

Практически сразу Байсаров вошел в Совет директоров Российского топливного союза и стал одним из руководителей «Московской топливной ассоциации». В тот момент в нее входили более полусотни различных организаций, которые контролировали порядка 75% объема продаж на столичном топливном рынке.

В 2001 году Руслана Байсарова назначили на должность вице-президента «Московской нефтяной компании» (2001-2004), затем - вице-президентом «Центральной топливной компании» (2004-2005), далее - вице-президентом «Московской нефтегазовой компании» (2005), под управлением которой находились «Московский нефтеперерабатывающий завод», «Моснефтепродукт» и «Московская топливная компания». В 2007 году Байсаров занял пост первого вице-президента «Московской нефтегазовой компании».

Развивая бизнес, в 2008 году бизнесмен приобрел права на часть активов нефтяной компании Sibir Energy. Позже стало известно, что пакет был продан «Газпром нефти» за $740 млн. В 2010 году Байсаров стал первым вице-президентом «Центральной топливной компании».

Однако в 2011-м неожиданно для многих Руслан Сулимович заявил об уходе из нефтяной сферы, объяснив, что намерен заниматься собственными проектами.

Драйвер экономики Дальнего Востока

Первым таким проектом Руслана Байсарова стала «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК), которую он основал и возглавил в 2011 году. В настоящее время эта компания реализует масштабные инфраструктурные проекты в следующих регионах:

  • Красноярском крае;
  • Республике Тыва; 
  • на Дальнем Востоке.

Один из них связан с разработкой крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения (часть Улуг-Хемского бассейна, Республика Тыва). По оценкам экспертов, его площадь составляет 84 км², а запасы угля оцениваются примерно в 855 млн тонн. Чтобы обеспечить доставку сырья потребителям, в ближайшие годы будет построена первая в Туве железная дорога протяженностью 410 км, которая соединит богатый полезными ископаемыми регион с федеральной железнодорожной инфраструктурой. В апреле 2018 года Правительство РФ выпустило распоряжение, согласно которому проектирование, строительство и эксплуатация дороги будет осуществляться в рамках концессионного соглашения. Специально для строительства железнодорожной магистрали было создано АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино», акционером которого является ТЭПК.

По словам Байсарова, на участке будущего строительства довольно сложный рельеф. «Предстоит проложить 8 тоннелей сквозь горную породу и построить 127 мостов, - рассказал подробности будущей стройки предприниматель. - В совокупности мосты и тоннели – это 27 километров из запланированных 410. Именно поэтому мы сочли правильным привлечь к строительству компанию РЖД с ее богатым опытом». В апреле 2019 года Руслан Байсаров подписал договор генерального подряда на проектирование и строительство железной дороги «Элегест-Кызыл-Курагино» с генеральным директором ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым.

По проекту 120 километров строящейся магистрали пройдет по территории Тувы, остальные 290 км - по Красноярскому краю. Эксперты убеждены, что новая железная дорога положительно повлияет на инвестиционный климат в регионе и позволит оперативно доставлять высококачественный тувинский уголь по Транссибу потребителям. «Плановые объемы ветки «Элегест-Кызыл-Курагино» - около 15 млн тонн грузов в год», - рассказал Байсаров. В рамках разработки Элегестского месторождения в будущем планируется также построить морской терминал по перевалке угля в Хабаровском крае на Дальнем Востоке.

«Угольные проекты» Байсарова, помимо экономической целесообразности, имеют еще и ярко выраженный социальный характер. В процессе строительства планируется создать десятки тысяч новых рабочих мест, а также существенно увеличить поступления в бюджеты всех уровней.

ГК СК Мост Байсарова - гарант качества

В 2016 году Руслан Байсаров стал владельцем контрольного пакета акций и вошел в совет директоров АО «УСК Мост». Компания, объединяющая 12 мостостроительных и три тоннельных подразделения, строит важнейшие инфраструктурные объекты в нашей стране. В частности, она прокладывала авто и железную дорогу от Адлера до Красной Поляны к Сочинской олимпиаде, возводила мост на остров Русский к саммиту АТЭС.

В настоящее время группа компаний СК Мост Байсарова реализует несколько важнейших инфраструктурных проектов федерального уровня. Так, в конце 2018 года компания завершила возведение объектов морского арктического порта «Сабетта» на восточном побережье Ямала. «Сабетта» стал перевалочным пунктом сжиженного природного газа с Южно-Тамбейского месторождения (на базе него построен завод) в Европу, Америку и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, через порт осуществляется круглогодичная навигация по Северному морскому пути.

  • Среди других проектов «Моста»:
  •  прокладка Второго Байкальского тоннеля в рамках модернизации БАМа и Транссиба;
  •  переустройство железнодорожной колеи на острове Сахалин (под общефедеральный стандарт - 1520 мм);
  •  проходка тоннелей для Московского метрополитена;
  •  строительство двух трансграничных мостов через Амур, соединяющих Россию и Китай.

Как отметил Руслан Байсаров, один из этих мостов – железнодорожный. Он возводится в Еврейской автономной области в районе села Нижнеленинское. «Его особенность в том, что он рассчитан на пропуск поездов по железнодорожным путям различной колеи: с шириной 1520 мм для российского подвижного состава и 1435 мм для китайского», - объясняет предприниматель. По мнению Байсарова, ввод в строй такого моста, безусловно, укрепит торгово-экономические связи между Россией и Китаем, а также ускорит доставку товаров в КНР и страны Юго-Восточной Азии.

Второй мост через Амур «Благовещенск-Хэйхэ» протяженностью 19,9 км (с подходами) будет автодорожным. Он будет вантовым с низкими пилонами, а при обустройстве временного пограничного пункта будут использоваться модульные конструкции. В последующем их можно будет переместить на другие объект Росгранстроя.

Личная жизнь и благотворительность

Руслан Байсаров не любит излишнего внимания к собственной персоне и не афиширует обстоятельства семейной жизни. Из СМИ, правда, известно, что он женат, воспитывает двух дочерей и четырех сыновей.

Как и многие крупные бизнесмены участвует в благотворительных начинаниях. Так, средства от одного из таких проектов (200 тысяч евро) были переведены на лечение детей с онкологией.

В прошлом году Руслан Байсаров отметил пятидесятилетний юбилей. По мнению экспертов, для такого амбициозного и деятельного бизнесмена 50 лет - это самый расцвет карьеры. Можно предположить, что в будущем он будет участвовать еще во многих инфраструктурных проектах, кардинально меняющих к лучшему жизнь страны.

 

Другие персоны