Минсельхоз и Роспотребнадзор поддержали предложение вице-премьера правительства РФ Алексея Гордеева об особой маркировке отечественного вина при реализации его в российских ресторанах. Задумка не нова, если учесть остросюжетные, вплоть до курьёзов, эпизоды борьбы с санкционной и вообще иностранной продукцией за последние пять лет. Насколько эта мера вписывается в рыночные реалии и учитывается ли мнение потребителей на этот счёт — выяснял News.ru.
До подробностей план отдельного выделения российских вин при продаже или разливе его в ресторанах пока не расписан, но уже в точности известно, что в Минсельхозе заявили, что сначала в меню должны обязательно идти отечественные напитки, а уже потом — импортные.
В Минпромторге на это отреагировал уклончиво — его представитель, комментируя инициативу коллег из других ведомств, отметил, что потребителю нужно продемонстрировать отечественное вино, способное конкурировать с импортным. Насколько это находится в русле правил «Закона о конкуренции», в ведомстве не уточнили.
В свою очередь в Роспотребнадзоре высказали мнение, что рестораны могут маркировать или не маркировать те или иные вина или какие-либо другие напитки так, как они считают нужным. В то же время ведомство на своём сайте опубликовало разъяснение, в котором сказано, что «Роспотребнадзор поддерживает инициативу выделять в меню ресторанов информацию о вине отечественного производства». Доводы контролирующей инстанции — это позволит покупателям знать максимально о продукте, будет способствовать выбору той продукции, что соответствует их потребительским ожиданиям.
Тем временем, показательно, что Минпромторг, не дожидаясь реализации ресторанной инициативы, свой креатив распространил, что называется, в публичное пространство: на этой неделе в Москве стартовала акция Минпромторга «Дни российских вин». Мероприятие, в котором будут задействованы 17 тыс. торговых точек из 66 регионов, продлится до 21 ноября. Для покупателей подготовлены разнообразные презентации российских вин и их дегустации.
Юридически предложение Гордеева родилось не на пустом месте, — в середине октября в нижнюю палату парламента был внесён новый законопроект «О развитии виноградарства и виноделия в России». Документ призван отрегулировать буквально всю цепочку производства вина: от норм изготовления и защиты от контрафакта до внедрения системы господдержки отрасли. В этом законопроекте и родился свежий термин «вино России». Кстати, к российским винам предлагается причислять вино, разлитое в пределах РФ и из винограда, также выращенного в пределах российских границ. Неудивительно, что некоторые российские производители вин поддержали данную инициативу.
В настоящее время отечественных вин в российских торговых сетях фиксируется в пределах 40%. До кризиса и введения санкций этот показатель устойчиво превышал 2/3 всего объёма алкоголя средней степени крепости.
Общий фон, в котором вполне разумная мера протекции отечественного производителя, видимо, сказывается на самой форме, — если угодно, стилистике «винной инициативы». Хотя стоит признать — принимающие решениях по контрсанкциям уже не действуют столь топорно, как два—четыре года назад. Напомним, в декабре 2017 года Федеральная таможенная служба (ФТС) ходатайствовала перед правительством о наделении ведомства правом ставить «мигалки» на автомобили, используемые для оперативного обнаружения незаконно ввезённой в РФ «санкционки».
По материалам Россельхознадзора, только в период с августа 2015 года (когда на госуровне началась кампания по ликвидации санкционных продуктов) и до конца июля 2017 года было задержано свыше 16,5 тыс. тонн контрабандных фруктов и овощей и свыше 600 тонн сыра и мяса.
Более того, федеральное правительство опубликовало в августе 2019 года постановление, согласно которому действие правил на уничтожение санкционных продуктов продлено до 31 декабря 2020 года. В июне текущего года Роспотребнадзор предложил отказаться от подобной практики, — и был поддержан Россельхознадзором.
Такие ещё недавно пользовавшиеся спросом у россиян продукты, как хамон или итальянские и французские сыры, за последние пять лет стали практически недоступны подавляющему большинству жителей России. Напомним, что в августе 2014 года российские власти в ответ на западные санкции запретили импорт продуктов из Евросоюза, США, Канады и ещё нескольких стран. А через год был подписан указ, согласно которому продукты, которые ввозят в Россию в обход эмбарго, должны уничтожаться.
Бывший директор Института экономики РАН Руслан Гринберг признался, что лично для него пока непонятно, что в предложении Минсельхоза и Роспотребнадзора предписывается делать владельцам самих российских ресторанов — какой значок, флажок или, может быть, тумбу нужно будет ставить на стол вместе с бутылкой крымского или темрюкского вина. В принципе, это неправильно, отметил эксперт, когда создавался бы прецедент дискриминации продукта, произведённого не на территории РФ.
Конечно, если любитель вина будет мнить себя патриотом, то он будет пить вино, произведённое только отечественным производителем. Но я к самой такой дилемме «наше — не наше», когда речь заходит о товаре, отношусь юмористически.
Всё это, по его словам, напоминает истории двухлетней давности с санкционными сыром, яблоками и гусями, которых давили бульдозерами.
А как быть, например, в Норвегии и Канаде? Там тоже в ресторанах будут как-то метить местные вина? В предложении, — подчеркнул он, — отсутствует цивилизованный экономический подход, уважение прав потребителей; главный критерий всё-таки — не где и не кем произведён продукт, а его качество.