В 2018 году бюджеты регионов впервые за 12 лет были исполнены с суммарным профицитом в 492 млрд рублей. Достижению способствовали благоприятная макроэкономическая конъюнктура и решения в сфере госуправления, считает Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА). Опрошенные News.ru эксперты не видят в этом результате никаких особых плюсов для отечественной экономики.
2017 год регионы завершили с дефицитом бюджета в 15,5 млрд рублей, 2016-й — с дефицитом в 2,4 млрд рублей. Прошлый год стал профицитным для 70 субъектов РФ, тогда как 2017-й — лишь для 45. Лидерами в этом отношении стали Дагестан (30,5% к доходам) и Севастополь (27,4%), однако во многом это связано с низким уровнем самодостаточности.
«Основной вклад в рост доходов вновь внёс налог на прибыль. Однако сейчас это обусловлено не изменениями в законодательстве, а ростом цен на сырьё. Поступления по этому налогу увеличились на 576 млрд рублей. Этот прирост наполовину обеспечил рост налоговых и неналоговых доходов (ННД) регионов и 38% роста совокупных доходов», — отмечают аналитики АКРА, подготовившие обзор.
По словам заместителя директора Группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Елены Анисимовой, темп роста доходной части региональных бюджетов был в 2018 году выше расходной — 16% против 11%. Решающую роль сыграли рублёвые цены на энергоносители — нефть и газ, уголь и металлы. По данным налоговой отчётности, за три квартала прошлого года рост поступлений в бюджеты регионов по сектору «добыча полезных ископаемых» составил 196%, или 479 млрд рублей, при том, что в 2017-м показатель достигал 240 млрд рублей, поясняет Анисимова.
«Я не расцениваю этот суммарный профицит как некое позитивное явление. В значительной мере он обусловлен ростом доходов регионов, которые, в свою очередь, выросли из-за увеличения корпоративных прибылей в сырьевом секторе», — говорит аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
По его словам, ситуация во многом связана с анонсированными в 2018 году, но так и не введёнными санкциями против бизнесмена Олега Дерипаски, а также против российской финансовой системы и банков. Возникшая тогда напряжённость обрушила рубль и, как следствие, привела к росту прибыли энергетических компаний: последние при слабой отечественной валюте традиционно продают сырьё за рубеж по более высоким долларовым ценам, а львиную долю расходов, включая выплаты зарплат рабочим, несут в рублях.
«Так что ничего удивительного нет. Регионы нарастили доходы, поскольку их бюджеты примерно на четверть формируются из прибылей компаний. Ко всему прочему, в 2018 году ФНС повысила уровень собираемости налогов, федеральный центр улучшил контроль за бюджетами субъектов РФ, ну а последние при этом старались тратить денег поменьше», — поясняет собеседник News.ru.
В условиях растущей экономики именно дефицитный бюджет — абсолютно нормальное состояние для регионов и страны в целом, отмечает Нигматуллин: когда вы тратите денег больше, чем имеете, вы инвестируете их в производство, в развитие, в какие-то перспективные проекты. Соответственно, когда происходит сокращение дефицита бюджета (несмотря на рост доходов), это говорит о консервативном, сдержанном настрое регионов, об их неверии в то, что расходы когда-нибудь окупятся.
Добавим, что размер предоставленных регионам в 2018 году дотаций достиг 1,035 трлн рублей. Годом ранее он составлял 759 млрд, а до этого — 656 млрд рублей. Особенность прошлого года именно в том, что те или иные дотации получили все субъекты РФ, включая Москву, которая с суммой 27,6 млрд рублей вошла в топ-7. Практически половина всего роста дотаций в прошлом году (136 млрд из 277 млрд рублей) пришлась на обеспечение сбалансированности бюджетов, которое управляется в «ручном режиме». По словам ведущего эксперта института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрея Чернявского, этот инструмент применяется в течение года, когда регион заявляет о каких-то проблемах.
Существуют также дотации на «выравнивание бюджетной обеспеченности»: теперь их дают не просто так, а под конкретные обязательства. По мнению Чернявского, сегодня у регионов всё меньше свобод, а дотации и субсидии выделяются под всё более жёсткие условия. В этой ситуации субъекты РФ предпочитают иметь профицитный бюджет, максимально сокращать долги и воздерживаться от инвестиций, доля которых в расходах местных консолидированных бюджетов составила в 2018 году лишь 10,8%.