Предпринимательство будут популяризировать через фильмы и шоу

Экономика 01 июня, 2019 / 10:25

Заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития РФ Олеся Тетерина на площадке Московского международного форума по франчайзингу рассказала специальному корреспонденту News.ru о мерах финансовой господдержки и популяризации малого и среднего бизнеса, а также о проблемах, которые волнуют предпринимателей.

— Можно ли говорить, что государство оказывает достаточную поддержку малому и среднему предпринимательству?

— У нас на сегодняшний день существует достаточно широкий спектр мер поддержки. Вопрос в том, что многие из них не заточены под определённые виды бизнеса. Есть особенности при обращении предпринимателя за теми или иными мерами поддержки. В этой части мы считаем, что нам есть, куда дальше двигаться, и именно с этой целью мы постоянно общаемся с бизнес-сообществом для того, чтобы делать более адресной ту поддержку, которую предоставляет государство. У нас уже есть определённые акценты, которые мы делаем и в рамках программы кредитования, и в работе региональной инфраструктуры, но в некоторых моментах не всё учитывается. Мы готовы услышать конструктивную критику в свой адрес и какие-то вещи доработать в рамках тех инструментов и механизмов, которые мы делаем.

— Прежде всего, МСП жалуется на дорогие кредиты. Планируются ли какие-то изменения в этой сфере?

— Мы в этом году запустили программу льготного кредитования. Она предлагает кредиты малым и средним компаниям по ставке 8,5%. На сегодняшний день рынок предлагает ставки порядка 12–15%, где-то в этих категориях ставки варьируются. На сегодняшний день это такой инструмент для привлечения финансирования в свой бизнес. Также, вы же понимаете, когда реализуется программа льготного кредитования, там решение о выдаче кредита принимается не государством, и мы сделали это специально, для того чтобы минимизировать участие госаппарата в принятии решения. То есть банк по своей скоринговой модели оценивает предприятие. У банка операционные расходы на оценку небольшого кредита точно такие же, как на оценку большого заимствования. То есть он не смотрит на микропредприятия, но этот вопрос мы решили в рамках кредитования тем, что установили долю. У нас сейчас 10% льготных кредитов должно предоставляться микропредприятиям. Но также в дополнение у нас есть региональная инфраструктура — это фонды микрофинансирования. Наши государственные фонды работают в том же законодательстве, что и МФО, которые частные, но тем не менее они подчиняются двум регуляторам, то есть и Центральному банку по всем требованиям, и Минэкономразвития. Поэтому ставки у них льготные. Весь прошлый год они кредитовали микропредприятия по ставке на уровне ключевой, то есть это даже меньше, чем льготные кредиты. А в этом году мы будем проводить эксперимент. Мы решили, что наши фонды достойны быть почти банками. Поэтому мы у своих старших товарищей, я имею в виду банки, учимся быть клиентоориентированными. Поэтому у МФО появится продуктовая линейка с дифференцированной ставкой. В зависимости от категории получателя будет соответствующая ставка. Допустим, для предпринимателя, который осуществляет деятельность в моногородах и при этом в приоритетных отраслях, например, делает какой-то социальный проект, для него ставка будет равна половине ключевой, а это на уровне 4%. Я считаю, это вообще беспрецедентная ситуация для того, чтобы развивать на таких трудных территориях предпринимательство.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

— Предприниматели уже выстроились в очередь за такими кредитами?

— У нас сейчас донастройка в регионах. Мы спустили соответствующее предложение фондам сделать у себя такую продуктовую линейку. Вы понимаете, средства бюджетные, за них все отвечают по всей строгости закона, поэтому у каждого фонда есть свой порядок, приоритеты, критерии, каким образом они оценивают предпринимателей. Они сейчас вносят соответствующие изменения в свои документы, и, я думаю, в ближайший месяц это будет запущено. Но у кого-то уже есть такие продуктовые линейки, потому что, в принципе, это никогда не было запрещено. Но регионы, пока им не подскажешь, как-то не смело действуют самостоятельно.

— Насколько государство заинтересовано в выходе продукции МСП на зарубежные рынки?

Мы видим в этом приоритет, именно поэтому мы развиваем региональную сеть центров поддержки экспорта. Делаем это с 2010 года, с этого года уже официально нашим партнёром станет Российский экспортный центр (РЭЦ), он будет оператором над всеми экспортными центрами в регионах. То есть это что значит для предпринимателя? Для него будут единые стандарты независимо от того, где он осуществляет свою деятельность: в Москве, в Московской области, в Иркутске. Он может через своё региональное представительство дотянуться до тех мер поддержки, которые предоставляет Российский экспортный центр федерального уровня. Потому что в этой части у нас тоже линии разведены. То есть Российский экспортный центр возит на большие международные ярмарки, региональные центры поддержки экспорта ориентируются больше на небольшие отраслевые выставки тоже международного уровня, но тем не менее небольшие. Таким образом, они друг друга дополняют. То есть предприниматель может принять участие и в том, что делает региональный центр, и в том, что делает РЭЦ.

Наверняка вы получаете обратную связь от бизнеса. Какие вопросы сейчас волнуют предпринимателей?

Многих волнует, что вообще делает государство? У нас, к сожалению, с проникновением информации о мерах господдержки пока тяжело. Это связано даже не с тем, что мы умалчиваем, мы как можем на своих ресурсах, ресурсах органов власти информацию об этом транслируем. Но главный вопрос в том, что либо предприниматель не доверяет, либо не хочет разбираться и слышать. Пугает связь с государством, кто-то считает, что «лучше я не буду обращаться, чем обращусь, и потом ко мне будут вопросы». А если был удачный опыт в получении господдержки или получения для себя каких-то преференций, то он об этом никогда не скажет, потому что это его конкурентное преимущество перед другими игроками, его конкурентами. Поэтому здесь сложность.

Фото: Нина Зотина/РИА НовостиСтенд РЭЦ на инвестфоруме в Сочи

Очень много говорили о популяризации малого и среднего предпринимательства. Когда стоит ждать выхода соответствующей социальной рекламы?

— У нас в конце апреля был выпущен нормативно-правовой акт правительства, по которому мы должны были провести конкурс (федеральной информационной кампании, направленной на популяризацию предпринимательства и вовлечение новых участников в нацпроект. — News.ru). Мы 27 мая завершили сбор заявок по пяти направлениям, три из которых как раз относятся к популяризации. Это информационная кампания, социологическое исследование и образовательные программы для предпринимателей. Поступило 14 заявок от компаний по всем пяти направлениям. Наибольшая активность была высказана по информационной кампании. Всего будем отбирать шесть заявок. Мы прежде всего выбираем ту идею, которую нам предлагают. Нам не важна цена, которую они предложат, нам не важно абсолютно, что это за компания, это может быть и небольшое креативное агентство, и какой-то большой игрок. Важна сама идея. Потому что мы считаем, что именно от этого будет зависеть успех информационной кампании да и всего национального проекта, потому что мы именно на это направление делаем большой акцент.

— Какое было техническое задание для участников?

— У нас получилось достаточно ёмкое техническое задание, которое мы вписали в конкурсную документацию. Это не только ролики, это публикации, фильмы, каналы, передачи на радио, телевидении. Это также шоу, возможно, реалити-тв, бизнес-игры, это работа со школьниками. То есть довольно большой комплекс работы, которую нам предстоит сделать. Всё вышеперечисленное касается не только федерального уровня, но затрагивает и региональный уровень. Задача у исполнителя будет ещё сделать прототип региональной информационной кампании.

— Когда планируется реализация проектов?

— Я думаю, что в июле. У нас сейчас есть 10 дней по регламенту для того, чтобы оценить заявки на формальное соответствие и на креатив, далее мы напишем соглашение с исполнителем, и в июле у нас будет уже старт.