Минск не откажется от российской нефти, в этом шаге для него нет никакого смысла и практической пользы, убеждены опрошенные News.ru эксперты. Накануне белорусский концерн «Белнефтехим» ограничил экспорт нефтепродуктов из РФ «в связи с ростом концентрации хлорорганических соединений». А компания «Транснефть» признала факт поставки своему партнёру некачественного сырья. Источник загрязнения обнаружен на участке Самара — Унеча.
Ухудшение качества нефти в трубопроводе «Дружба» носит технический характер и связана с превышением содержания органических хлоридов в нефти сверх нормативов, сообщили, в свою очередь, в российском Минэнерго. Инцидент не имеет отношения к взаимодействию Москвы и Минска на средне- и долгосрочную перспективу. Все необходимые меры уже приняты, включая локализацию очага возникновения повышенной концентрации и перенаправление грузопотоков, заявили в ведомстве.
Проблема действительно носит технический характер. Об ущербе для стратегического взаимодействия Белоруссии и России в энергетической сфере речи нет, — согласен главный стратег «УНИВЕР Капитал» Дмитрий Александров.
По его словам, в течение ближайших дней инцидент будет полностью исчерпан. Оборудование белорусских НПЗ не должно пострадать, поскольку реализуется возможность поставки нефти из других источников по существующим трубопроводным мощностям (трубопровод «Дружба» имеет северную и южную ветки). С севера на Новополоцкий НПЗ можно дать сырьё без присутствия следов хлорсодержащих соединений, что позволит улучшить среднее качество нефти для переработки.
Я бы не стал связывать существующие разногласия в двухсторонних контактах России и Белоруссии и конкретно этот инцидент. Всё-таки «Транснефть» признала факт прокачки некачественной нефти, а «Белтранснефть» уже заявила, что качество прокачиваемой нефти постепенно улучшается, — говорит начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян.
На его взгляд, Минск и Москва сохранят статус-кво в своих отношениях. Белоруссия точно не откажется от российской нефти, а Россия — от транзита сырья по нефтепроводу «Дружба». Никаких выгод обеим сторонам ни с экономической, ни с политической точки зрения столь резкие шаги не принесут.
Между тем в ситуации с поставками российской нефти в соседнюю республику присутствует куда более мощный фактор — проводимый в РФ налоговый манёвр (постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки НДПИ). Белоруссия оценивает свои потери за шесть лет в 11 млрд долларов. Об этом упомянул в начале марта президент Белоруссии Александр Лукашенко. По его словам, если Минск не договорится с Москвой по компенсации, то будет вынужден переходить на нефть из других стран.
К нам нормально россияне относятся, почему мы должны в них камни бросать? Да, понятно, где-то нас хотят экономически прижать, что-то показать, а может, действительно озабочены этим налоговым манёвром. Ну, Господь с вами, переживем мы, купим нефть со стороны. Сегодня нефти — покупай сколько хочешь, вопрос в цене, — заявил Лукашенко.
По его словам, когда Белоруссия закончит модернизацию двух своих НПЗ, глубина переработки нефти составит до 95%, «как на европейских заводах».
Наличие российских углеводородов и соответствующих налоговых преференций обеспечивают значительные поступления в госбюджет Белоруссии. Ни один другой источник не может обеспечить республику сырьём сопоставимого качества и стоимости. Все бодания вокруг углеводородов из РФ вызваны тем обстоятельством, что Минск старается извлечь для себя максимум выгоды, — говорит заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Собеседник News.ru напоминает, что ещё в 2010–2011 годах, а затем в 2016–2017 годах белорусское руководство заявляло, что начнёт закупать нефть в Венесуэле или у других поставщиков, типа Норвегии. Но это были некие политические позы. Что касается нынешнего инцидента, то он так или иначе будет разрешён в силу своей локальности. Другое дело — большой налоговый манёвр, последний виток которого завершится только в 2024 году. Фролов не исключает, что его нынешние параметры придётся пересмотреть, поскольку он порождает слишком много проблем, а получаемый «выхлоп» не слишком велик. Впрочем, при любых обстоятельствах для Белоруссии нет никакого смысла искать альтернативные источники углеводородов.
Если Минск переориентируется на поставщиков из других стран, российские объёмы, а это около 20 млн тонн в год, пойдут куда-нибудь ещё. Покупатель найдётся, поскольку спрос растёт: к 2030 году, по прогнозам, он должен вырасти ещё на 10 млн баррелей в сутки, до 110 млн. Для российской нефти нет проблемы сбыта – все объёмы выкупаются, а для Белоруссии существует проблема высокой маржинальности их нефтепереработки, — поясняет Фролов.
Эксперт убеждён: к 2024 году доля российского капитала в нефтепереработке Белоруссии только увеличится. Сегодняшняя ситуация, по его словам, сравнима с той, что наблюдалась в 2011 году, когда газотранспортная система (ГТС) Белоруссии была продана «Газпрому». Мощным толчком к этому послужило начало строительства трубопровода «Северный поток». Продав свою ГТС, республика добилась гарантий максимальных денежных вложений в неё и максимальной загрузки мощностей.
Нефть очень сложное химическое соединение, и сама по себе она достаточно вредна. Конечно же, существуют определённые нормативы по её качеству. Сейчас, в период очередного повышения цен на мировых рынках и изменений в налоговом законодательстве РФ, белорусская сторона наверняка постарается выбить более выгодные условия в отношении поставок российской нефти, — говорит директор департамента управления активами компании ERARIUM Group Денис Лисицын.
Собеседник News.ru напоминает, что Белоруссия с 2016 года постепенно наращивает импорт иранской нефти, которую можно закупить непосредственно в этой стране, находящейся под санкциями. По мнению Лисицина, для прагматичных белорусов это более заманчивая перспектива, чем импортировать сырьё из России по мировым рыночным ценам без «братской» скидки. Ну а пока такая скидка сохраняется, Россия остаётся для Минска самым надёжным поставщиком — как по логистике, так и с учётом политических аспектов.
Высока вероятность, что «проблемы» с качеством российской нефти имеют исключительно политическую подоплёку. В последнее время глава Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно отзывался негативно о налоговом манёвре, который стартовал в 2015 году. Из-за него цены на нефть для Минска окажутся в конечном итоге такими же, как и для остальных европейских покупателей, — говорит ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
По его мнению, ситуация не изменится, пока Белоруссия будет получать российскую нефть с дисконтом. Политические игры продолжатся, и Лукашенко будет пытаться сохранить текущие условия путём давления. Если же компромисс найти не удастся, а цены на нефть для Белоруссии продолжат расти, то со временем Минск может снизить объём закупок у России и обратиться к другим поставщикам.