Повышение ставки Федеральной резервной системы (ФРС) США, запланированное на ближайшие два года, неизбежно будет оказывать негативное влияние на стоимость всех рисковых активов в мире. В результате уже в 2020 году многие активы, в том числе российские и золото, окажутся под ударом, предупреждают экономисты и аналитики.
ФРС, как и ожидалось, оставила 8 ноября базовую ставку без изменений на уровне 2−2,25% годовых. В сопроводительных материалах члены Федрезерва прогнозируют, что ставка будет неуклонно повышаться на протяжении 2019 и 2020 годов до тех пор, пока не достигнет 3,4% годовых. Правда, ФРС не даёт намёков, сколь быстрым может быть дальнейший рост стоимости денег.
Рынок казначейских облигаций США отреагировал на новость тем, что кривая доходности стала чуть более пологой. Такое поведение свойственно поздней фазе делового цикла.
Рост ставки ФРС неизбежно будет, во-первых, всё более негативно сказываться на доходности всех рисковых активов не только в США, но и по всему миру, поскольку облигации США — один из наиболее низкорисковых активов в мире, рассуждает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
Во-вторых, повышение долларовых ставок увеличивает расходы на обслуживание долга для правительств, компаний и домохозяйств во всех странах. Следствием этого является снижение спроса на кредиты, замедление инвестиций, сокращение потребления, продолжает главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. Для России и других развивающихся стран это означает отток долларовой ликвидности, продолжает Тимур Нигматуллин.
«Рост соответствующих доходностей будет способствовать повышению на них спроса в ущерб стоимости большинства других активов. В частности, давление на себе будут испытывать национальные валюты, акции и облигации», — добавляет Нигматуллин.
В-третьих, в определенный момент может пострадать и ряд безрисковых активов, таких как золото, потому что повышение ставок ФРС эффективно снижает долларовые инфляционные риски и, соответственно — спрос на металл, являющийся популярной «страховкой» от долларовой инфляции. Если США войдут в фазу кризиса, то это негативно отразится и на российской экономике, указывает Дмитрий Монастыршин.
Однако бегство капитала «в качество» будет очень плавным до тех пор, пока не завершится цикл повышения ставки ФРС, полагает аналитик «Открытие Брокер». Дело в специфике рынка облигаций, поясняет он: к примеру, 10-летние облигации США. У них высокая доходность, но она будет ещё больше по мере повышения ставок. То есть их реальная цена будет падать, так как за счёт ставки доходности подстраиваются под рыночные условия. Вряд ли с учетом этого возможен ажиотажный спрос на падающий в цене актив, рассуждает Нигматуллин. Другое дело, когда доходности перестанут расти в 2020 году и зафиксируются на высоком уровне. Тогда будет очень мощный спрос на бонды, и рисковым активам и золоту мало не покажется.
Мировой кризис уже прогнозируют и в Международном валютном фонде, писал ранее News.ru. Его эксперты предупреждают: спад мировой экономики «почувствуют все», но в МВФ обещают предотвратить такое развитие событий.
Пока кризисный сценарий не является базовым, убеждён Дмитрий Монастыршин. По прогнозам Минэкономразвития и Банка России, в 2019–2023 годах российский ВВП будет расти в реальном выражении на 2–3% в год. Для снижения зависимости от западного рынка капитала российское правительство стимулирует внутреннее развитие экономики, а также усиливает сотрудничество с крупными странами азиатского региона.
Наиболее важным фактором влияния ситуации в США на развивающиеся рынки, в том числе, на Россию станет разрешение внутренних проблем, напрямую затрагивающих фундаментальные показатели экономик этих стран, главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Кроме того, для России при сохранении сильного экономического фундамента бегство капиталов из страны может в существенной мере остановиться при снятии санкционных рисков.