В России более чем из 550 тысяч работающих лифтов через год придется заменить почти каждый пятый. Они просто устареют. Но справятся ли с этим бюджеты регионов и федеральные власти, не станет ли скоро еще опаснее передвигаться на зависящих от импортных деталей устройствах — в материале NEWS.ru.
Один из самых известных случаев произошел в октябре прошлого года в Нижнем Тагиле. Женщина с ребенком едва не погибла в лифте многоэтажки. Молодая мама, придя с прогулки, сначала закатила в кабину коляску с ребенком, а когда заходила сама, подъемник с открытыми дверями резко поехал вверх. В итоге девушка просто повисла в открытом проеме на первом этаже головой вниз, на весу оказалась и коляска. На крики выбежали соседи и полчаса держали девушку на весу до приезда спасателей. Ребенка от падения в шахту спасло то, что он был пристегнут. У его матери в итоге одно колено раздроблено и порваны связки.
Еще через месяц стало известно о падении лифта на сотрудника управляющей компании в жилой многоэтажке в Москве. Мужчина выжил, но был госпитализирован. При этом работник как раз и чинил неисправную кабину. И в Москве, и в Нижнем Тагиле жители давно жаловались на неисправно работающие лифты.
Летом 2023 года Генпрокуратура сообщила, что в 59 субъектах Российской Федерации угроза жизни и здоровью граждан сохраняется из-за невключения в региональные программы мероприятий по обновлению более 47 тысяч лифтов с истекающими сроками службы. Самые высокие риски таких ЧП на начало прошлого года отмечались в Удмуртии, Чувашии, на Алтае, в Мурманской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областях и Санкт-Петербурге.
Похожую статистику дал NEWS.ru и гендиректор Российского лифтового объединения (РЛО) Петр Харламов. Он отметил, что из 550 тыс. лифтов в России (в жилых домах и бюджетных учреждениях, без учета торговых и бизнес-центров) сегодня около 100 тыс. имеют почти отработавший срок службы — их по техрегламенту Таможенного союза нужно заменить к февралю 2025 года, ведь к этому моменту им будет больше 25 лет. И как раз из этих 100 тыс. около 45 тыс. в жилых домах не учтены в программах капремонта, так как россияне, собиравшие на него деньги на спецсчетах, просто не накопили соответствующие суммы. Еще около 40 тыс. в многоквартирных домах учтены в программах капремонта, но и с их заменой у регионов могут возникнуть финансовые сложности. Оставшиеся же примерно 15 тыс. — это во многом лифты соцучреждений, школ, учреждений культуры.
При этом сейчас в год успевают заменить только около 20 тыс. лифтов в жилых домах. И если заменять их с такой скоростью дальше, то еще несколько десятков тысяч лифтов придется просто выводить из строя в ближайшие годы. Ведь каждый год к указанным выше цифрам добавляется еще около 10 тыс. устаревших лифтов.
Петр Харламов считает, что регионам необходимо софинансирование программ по капремонту от правительства РФ, чтобы своевременно заменить устаревшие лифты. По его мнению, ситуация в экономике страны сейчас сложная, и рассчитывать на это не приходится.
В итоге РЛО предлагает продлить срок техрегламента для лифтов еще на три — семь лет и попытаться за эти годы заменить все-таки все 100 тыс. лифтов. «Мы на площадке общественного совета при Минстрое разработали такой проект „ускоренная замена лифтов“. Он заключается в рассрочке платежа от завода-изготовителя или сервисной лифтовой компании. У собственников же при этом несколько увеличивается взнос на капремонт», — говорит Харламов.
Кроме того, он предлагает отменить НДС при продаже лифтов, что должно сократить их стоимость на 18–20%.
В свою очередь анонимный собеседник NEWS.ru на лифтовом рынке отметил, что за последние два года из-за санкций лифты со всем необходимым оборудованием для их установки подорожали в полтора раза. Если раньше, к примеру, часть необходимых комплектующих поставляли из Италии в Россию напрямую и одним перевозчиком, то сейчас приходится использовать несколько транспортных компаний, а это увеличивает издержки.
По его словам, на этом также сказалось падение курса рубля. Некоторые заводы перешли с итальянских комплектующих на китайские. Впрочем, не все зависело от европейцев — многие лифты делаются, к примеру, в Белоруссии.
Тем не менее, как говорит представитель отрасли, на безопасности санкции не отражаются. У лифтов слишком много систем, которые отвечают за жизнь пассажиров. Канаты не делают тоньше, а корпуса — более хлипкими. «Да, ты больше не поставишь внутри суперкрасивую нержавейку и плазменную панель, а поставишь маленький указатель со стрелочкой „вверх-вниз“. Но на ходовые качества лифтов это не влияет», — говорит собеседник NEWS.ru.
Сложность у российских компаний вызывает соединение между собой китайских и турецких комплектующих. «Люди ломают голову, но все же справляются с этой задачей», — говорит представитель отрасли.
Собеседники NEWS.ru подтверждают, что лифты стареют и просто «начинают чудить», зажимая людей открытыми дверьми. По их мнению, проблема — в нехватке компетентных сотрудников в обслуживающих лифты организациях и в большом количестве домов, которые они обслуживают. Плюс из-за санкций им приходится иметь дело с новым оборудованием (то есть влияние на безопасность санкции все же оказывают).
Эксперты утверждают, что иногда для запуска сломавшегося лифта легче не чинить его несколько дней и читать жалобы жильцов, а просто вывести из системы один из датчиков безопасности, сделав так называемую перемычку: замкнуть два контакта напрямую, убрав из цепи выключатель безопасности. После этого работники могут просто забыть починить лифт. Он сможет ездить даже с открытыми дверьми, ведь датчика безопасности больше не будет.
«То есть лифт не будет „понимать“, что у него открыты двери. И он поедет», — объясняет собеседник NEWS.ru. Как подытожил участник рынка, он понимает, какая сейчас нагрузка на сервисные организации, но если о проблеме не говорить, то и решать ее не будут.
Читайте также:
В Казани лифт с девушкой внутри сорвался с восьмого этажа
Пятиклассник воткнул нож в ягодицу напавшему на него в лифте иранцу