Всемирно известный оперный певец народный артист Азербайджана Юсиф Эйвазов решился на серьезные изменения в своей карьере. Что нового происходит в профессиональной и личной жизни Эйвазова, о концертах в Европе, «отмене» российских артистов на Западе, войне в Карабахе и своем понимании счастья исполнитель рассказал в эксклюзивном интервью NEWS.ru.
— Как вы оцениваете для себя итоги 2024 года? Какие достижения, события стали главными для вас в этом году?
— В этом году было много прекрасных событий. Мы прогрессируем с ремонтом нашего театра (в 2023 году Юсиф Эйвазов возглавил Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета. — NEWS.ru) в Баку. Это капитальный ремонт, и мы ждем, когда этот процесс перейдет в финальную фазу и мы наконец откроем двери нашего театра для зрителей.
Для меня вообще в принципе сейчас очень важный период в жизни. Потому что до сих пор все было ровно и предсказуемо: я пел, прекрасно знал, где буду выступать, допустим, в феврале, марте, июне 2025 года. А вот с приходом в театр это все изменилось.
Предсказуемость именно в плане исполнительской карьеры осталась. А вот в плане остальной работы это, конечно, такой круговорот событий, прекрасных и неожиданных.
Приходится адаптироваться под местные каноны, потому что меня давно не было в стране, очень долго. Я отвык от каких-то вещей, чего-то просто не знаю. Мне приходится к чему-то привыкать и в каких-то вещах пытаться перевоспитать окружающих меня людей, объяснять: «Товарищи, давайте мы все-таки сделаем так, потому что так правильнее, проще, лучше».
В целом это был хороший год, он принес мне много нового, какие-то двери открыл, какие-то закрыл. Но это жизнь. Главное — не останавливаться, а идти дальше. И это, в принципе, всегда было моим девизом по жизни: никогда не останавливаться, что бы ни случилось. Верить, свято верить в то, что ты делаешь.
— Вы сейчас не жалеете, что приняли предложение возглавить театр? Какую задачу ставите себе, находясь во главе театра, который должен быть по определению визитной карточкой страны?
— Вы совершенно правильно заметили: наш театр должен быть визитной карточкой страны, потому что это первый театр на Востоке.
Театру больше 100 лет. У него огромная богатая культура, и я безумно благодарен господину президенту Ильхаму Алиеву, первому вице-президенту Мехрибан Алиевой. Они очень поддерживают новую жизнь театра, уделяют личное внимание, контролируют этот процесс.
И изначально, когда я пришел к руководству театра, задача так и была поставлена — вывести его на международный уровень, чтобы он работал так же, как и Венская опера, мюнхенский театр, Большой театр.
У нашей страны достаточно ресурсов, чтобы содержать этот театр на высочайшем уровне. У нас в стране есть публика, которая будет приходить в этот театр.
Да, это непростой процесс, мне приходится сейчас перестраивать всю работу театра в целом. Я знаю, как это сделать.
Первое, с чего мы начали, это ремонт, потому что технические возможности нашего театра не позволяли ввести те сезоны, о которых мы мечтали. Сейчас мы занимаемся закупкой музыкальных инструментов для нашего оркестра.
Спасибо, конечно, Yelo Bank, Марине Кулишовой, безумно благодарен этой потрясающей женщине, которая сразу отозвалась, помогла. Марина сказала такую фразу, которую я запомню навсегда: «Оркестр должен звучать красиво». Это девиз нашего оркестра. Первая партия инструментов поступила в Баку буквально недавно, вторая должна поступить в декабре. До апреля следующего года мы полностью обеспечим оркестр новыми потрясающими музыкальными инструментами, среди которых скрипки и виолончели XVIII века.
Следующие этапы — закупка новых постановок за границей, привлечение режиссеров. Мы используем эти 2,5 года, которые отведены для реконструкции театра, чтобы модернизировать, привести в порядок и всю внутреннюю структуру.
Поэтому абсолютно не жалею. Прекрасный театр. Прекрасная родина, раньше я бывал здесь реже, сейчас бываю чаще. Я по-прежнему пою в Европе, в Америке, за границей, и мне приходится чаще прилетать. Я просто больше сейчас нахожусь в пути. Иногда мне приходится прилетать на два дня, на три дня, но есть прямые рейсы в Европу, можно адаптироваться. И я уверен, что мы преодолеем все эти трудности. Мне все время говорят: «Когда ты увидишь результат, ты забудешь обо всех сложностях». Наверное, это правда. Поэтому будем все ждать результата.
— Когда планируется открытие театра оперы и балета в Баку?
— Я думаю, что еще минимум 2,5 года. Мы закрылись полтора года назад. Капитальный ремонт — очень непростой процесс, нужно согласование большого количества людей. Во-первых, нужен проект, а театр не какая-то типовая 16-этажка.
К сожалению, есть определенные структурные ошибки, которые нам сейчас надо исправлять. Это издержки советского времени, когда театр был построен и потом реконструирован после пожара. Привлечены специалисты, которые работают над системой акустики. Потому что театр — это прежде всего хорошая акустика.
Поверьте, сроки, которые я называю, это еще очень быстро.
— Что из того, что вы видели в театрах Вены, Германии, на других мировых площадках, вы хотели бы принести в азербайджанский театр?
— Отлаженную систему работы. Моя мечта — чтобы наш театр работал как часы, чтобы четко работала каждая часть команды: техники, монтажники, осветители, режиссеры, хор, оркестр, солисты. Театр — большая машина, большой механизм. Если один элемент дает сбой, то летит все.
На самом деле эта система не такая уж сложная, когда ты наладил ее правильно. Каждое звено выполняет свою задачу, и нет абсолютно никаких проблем.
У нас сейчас совершенно потрясающий новый министр культуры Адиль Керимли. Нас назначили практически одновременно: меня в театр, его — в министерство. Это очень профессиональный порядочный человек — важный момент.
Я хочу отметить: он очень правильно понимает, какой должна быть культура страны. Наша задача сегодня как новой команды — сделать так, чтобы культурная жизнь страны вышла на международный уровень. Это приезд зарубежных оркестров, известных дирижеров балета, это сезоны.
У нас есть для этого все ресурсы, есть потрясающие залы: Конгресс-центр, Центр Гейдара Алиева, Дворец имени Гейдара Алиева. На этих площадках мы можем реализовать и провести действительно потрясающие сезоны, привлекая тем самым внимание к нашей стране.
Если Royal Philharmonic под управлением Антонио Паппано приедет в Баку и покажет Реквием Верди, это будет освещаться во всей прессе. Мы можем пригласить Йонаса Кауфмана (немецкий оперный певец. — NEWS.ru) с сольным концертом, Анну Нетребко — нужно привлекать эти международные имена, чтобы их прибытие в Азербайджан, в Баку, их выступления были наряду с выступлениями в Вене, в Милане, в Мюнхене, в Москве, в Санкт-Петербурге.
У нас потрясающие азербайджанские оперы, потрясающий азербайджанский балет. Есть несколько балетов, которые известны по всему миру.
Мы были в этом году первый раз за всю историю существования азербайджанского балета на гастролях в театре Карло Феличе (в апреле 2024 года руководство театра Карло Феличе, крупнейшего в Генуе, впервые пригласило балетную труппу Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета представить на европейской сцене классический национальный балет. — NEWS.ru). Это первый раз, когда наш театр выехал на официальные гастроли с балетом, показал «Легенду о любви» в Италии и имел огромный успех.
Вот это, кстати говоря, к разговору про достижения уходящего года. Развитие национальной культуры, выход на международный уровень — это очень трудоемкий, большой процесс. Но у нас для этого есть все ресурсы, поддержка руководства страны, Министерства культуры, Фонда Гейдара Алиева — это очень важная институция в Азербайджане, которая уделяет огромное внимание культуре.
Я думаю, что все вместе, правильно выстроив политику развития культурной жизни страны, мы к этому обязательно придем через несколько лет.
— Опыт ваших выступлений и вообще ваш жизненный опыт убеждает вас в том, что все получится?
— Обязательно. У нас есть ресурсы, я знаю, как должен функционировать оперный театр, я знаю, как делать составы, я знаю, как делать оперу.
Я сам могу ставить оперу, я не могу дирижировать, но я знаю, каким должен быть оркестр. Я знаю, как спеть, я знаю, как сделать так, чтобы артист выступал с выгодной для себя стороны и блистал абсолютно всеми своими плюсами.
Я считаю, что это большое кощунство, когда состоявшийся артист отказывает в помощи начинающим музыкантам. В моем мире этого нет. Я регулярно провожу здесь, в Баку, мастер-классы с молодыми певцами абсолютно бесплатно, потому что у них нет денег платить.
Эти уроки бесценны: в эти полтора-два часа я собираю весь свой опыт и помогаю им преодолеть какие-то проблемы, на поиск решения которых мне нужно было полтора-два года. И это все я им передаю абсолютно безвозмездно.
Я регулярно делаю прослушивания, и уже два человека из хора перешли в солисты у нас в этом году. Если не давать шанс молодым, то через 10–15 лет у Юсифа Эйвазова спросят: «А чем ты занимался все эти 10–15 лет?» Моя работа будет видна не сегодня, не завтра, а спустя несколько лет.
Кроме того, моя задача — вернуть интерес к профессии. Как мне раньше говорили, когда я улетал учиться в Италию? «Хорошо, ты хочешь петь, это замечательно. А на что ты будешь жить?» Это был вопрос такой. Люди задавали мне этот вопрос, считая, что оперный певец — это же не профессия.
Потрясающая профессия! Это профессия, которая оплачивается очень хорошо, если ты хороший профессионал. И вот моя задача сегодня — объяснить молодым, начинающим вокалистам, что первое, над чем вы должны работать, это над своим профессионализмом. Деньги, контракты, известность, популярность — это все последствия вашего профессионализма.
Насколько вы будете профессиональны, насколько вы будете вкладывать свою душу, свою жизнь, свои годы в вашу профессию, так она вам отзовется, как отозвалась мне.
— Немало российских артистов, театров столкнулось с так называемыми отменами на Западе по политическим причинам. Считаете ли вы, что есть некая опасность, риски, что это отношение западных стран к Азербайджану может стать неким препятствием для выполнения вашей задачи по продвижению культуры?
— Что касается «отмены» русских артистов за границей, я всегда осуждал это. Я всегда относился к этому абсолютно негативно, потому что это двойные стандарты, к сожалению. Вроде бы все, включая американцев, говорили, что культура и искусство не должны вмешиваться в политику, но они сами все это сделали. В конце концов, это безумно несправедливо.
А потом, я вам скажу другое: культуру отменить невозможно. Я это увидел на своем примере. В связи с ситуацией на Украине мы с Аней тесно столкнулись с этой проблемой. И я вам должен сказать, что все те люди за рубежом, которые ходили на наши концерты, на наши спектакли, продолжают сейчас посещать наши выступления и в Германии, и в Италии, и во Франции.
То есть существуют определенные вещи, которые ты отменить не можешь. Ты можешь подгадить в плане каких-то контрактов, но в принципе артиста отменить невозможно, потому что артист несет свет, счастье зрителю. Артист несет культуру.
Я не министр обороны, я не консультант по войне, я не могу дать оценку. Для меня самое главное, что люди не должны погибать. Вот это важно. Как этого добиться — пусть политики договариваются, это же их профессия, это их работа.
Почему вдруг кто-то решил, что раз ты русский, значит, ты не должен петь в Америке? Это стыдно. Это ограниченность, узкое мышление людей, которые считают, что таким образом они решат какие-то проблемы. Да никаких проблем так не решить. Вы, наоборот, усугубляете это.
Пока лично я как государственный чиновник за рубежом я не сталкивался с дискриминацией абсолютно. Хотя у меня были выступления во Франции, в Италии, в Германии. Никаких сложностей я не вижу.
— Как давно вы были в Карабахе? Благодаря возвращению этих земель Азербайджан восстановил территориальную целостность. Нет ли планов, может быть, открыть филиал театра там? Мы были летом в Шуше: регион очень активно развивается, строятся дома, отели, инфраструктура.
— Это еще один предмет нашей гордости, наша победа. Огромная благодарность нашему верховному главнокомандующему господину президенту Алиеву, потому что 30 лет эти земли были оккупированы.
Я приехал в Карабах буквально через полгода после того, как эти земли были освобождены. Был первый фестиваль в городе Шуше, на котором мне посчастливилось выступать. И я вас уверяю, что всего лишь несколько городов — городов, вот послушайте внимательно — Карабаха имели какие-то здания, которые оставались целыми.
Вся остальная земля, Агдамский район, город Агдам вообще стерли с лица земли. Если ты считаешь, что это твоя земля, если ты занял эту землю, почему ты на ней ничего не построил, ничего не создал? То есть они (армянская сторона. — NEWS.ru) понимали подсознательно, что придет момент, когда это все закончится, придет момент, когда им придется уйти. И поэтому эти земли оставались брошенными. Проезжая Физулинский район, я видел в селах разрушенные дома, внутри которых выросли 25-летние деревья. То есть люди, считавшие себя хозяевами этой земли, абсолютно не уделяли никакого внимания заботе о ней.
Я уже молчу о том, что добрая часть всего Аджарского района, а также других оказалась заминирована. То есть люди, уходя, занимались не тем, чтобы уйти, а тем, чтобы там мины раскидывать. И нужны годы, чтобы очистить эти земли от мин.
Я посетил Карабах спустя полгода после его освобождения, это был фестиваль Хары-бюльбюль (традиционный международный фольклорный фестиваль в Карабахе. — NEWS.ru). Эмоции были просто непередаваемые. Когда мы подъезжали к городу Шуше и видели отвесную скалу Джыдыр-дюзю, у меня возникло совершенно непонятное ощущение и только один вопрос: как наши ребята карабкались по этим скалам? И не просто раненые карабкались, а тащили на себе раненых и убитых товарищей, чтобы не бросать их, чтобы впоследствии их похоронить.
Война в Карабахе — это очень тяжелая страница нашей истории. Вы не представляете, как мы жили 44 дня, пока шла та война. Я был с выступлениями в Европе, мы не спали ночами, переписывались с друзьями, со знакомыми, с родными. Мы ожидали еженедельное выступление господина президента, который обращался к народу и рассказывал об успехах нашей армии.
Конечно же, война — это плохо. Но это была освободительная война, это была справедливая война, это был справедливый бой, это было то, что давно уже назревало. Сколько раз мы предлагали мирные договоры, но каждый раз это все откладывалось, отбрасывалось, не рассматривалось противной стороной.
Но сейчас регион развивается просто семимильными шагами. Уже в городе Ханкенди открыт Карабахский университет, при котором есть музыкальное отделение. Ежегодно в городе Шуше проводится музыкальный фестиваль. Я не знаю пока по поводу филиала нашего театра, но мы уже даем концерты там, и одна наша рука все время будет в Карабахе, потому что это наш святой долг, это мой святой долг как артиста.
— Вы как артист могли бы оставаться сейчас на Западе. Почему вы все-таки решили возглавить театр, перестроить жизнь и находитесь сейчас в Баку?
— Помните, в советское время был плакат «Родина мать зовет!»? Это что-то такое.
Что касается моей международной карьеры, ничего не изменилось. Я дальше планирую выступления. Я выступаю достаточно активно. И тут все понятно: я спел уже везде, где только мог и хотел, и даже где не мечтал, и продолжаю петь. Сейчас мы планируем выступления на 2026, 2027 годы, идет долгосрочное планирование, я востребован.
Сказать, что в этой части жизни есть что-то такое, что может меня очень сильно удивить, я не могу. Я знаю, что буду делать через несколько лет. А тут, в театре оперы и балета в Баку, у меня есть шанс создать нечто такое, что останется навсегда. Может быть, пройдет 50, 60, 70 лет, когда меня не будет на белом свете, и будущие поколения будут знать, что был такой директор театра, который пришел, сделал перемены, и театр задышал, зажил новой жизнью.
Карьера исполнителя — это прекрасно, она развивается, и все хорошо. Но азербайджанский театр — это же тоже важно. Это же моя страна, это мой театр. Я хочу, чтобы тут было так же, как в Мюнхене, как в Вене, как в Милане, как в Москве Большой театр, как в Санкт-Петербурге — Мариинский.
Почему у нас такого театра пока нет? Должен быть, и мы это сделаем.
— Что еще вам хочется изменить в своей жизни?
— Это очень сложный вопрос. Никогда не будет так, как ты этого хочешь, на 100%. Мне 47 лет, и я пришел к выводу... вот что такое счастье?
— Интересно узнать ваш ответ.
— Счастье — это короткие промежутки времени нашей жизни. Не бывает человека, который всегда счастлив. У него есть какой-то отрезок, вот этот кусочек, вот эти полчаса, час, день, два дня, когда он счастлив. Потом начинается рутина, он может всплакнуть, ему грустно, он устал, а потом опять счастье.
Вот я счастливый и удачливый человек, этих проблесков счастья в моей жизни было и есть очень много, они достаточно часто происходят. Можно быть счастливым даже, допустим, купив спелый гранат, выжав из него сок и просто выпив. Это тоже может быть поводом для счастья.
Я все время говорю себе, что в нашей непростой жизни надо научиться довольствоваться тем, что можешь получить. А получая достаточно много каждый день, не быть этим довольным, не быть от этого счастливым — просто преступление.
Поэтому я оставляю этот выбор своей судьбе — благосклонной, доброй и щедрой. Она всегда меня одаривала, она всегда преподносила сюрпризы и меняла мою жизнь так, что я так или иначе все равно был счастлив.
Поэтому не буду гневить ни Бога, ни Вселенную.
Разве я сейчас буду говорить, что мне нужно еще три миллиарда, это, то, другое, и вот тогда я буду счастлив? Нет, конечно, глупость.
— Я думаю, многих ваших поклонниц вследствие изменений, которые произошли в вашей личной жизни (в 2024 году Юсиф Эйвазов развелся с певицей Анной Нетребко. — NEWS.ru), интересует вопрос, свободно ли ваше сердце. И считаете ли вы себя идеальным мужчиной?
— Абсолютно нет. Идеальным себя не считаю. У меня достаточно непростая жизнь, непростой характер.
С Аней у нас было 10 лет потрясающей жизни. Мы все еще родные, близкие друг другу люди. У нас прекрасные отношения. Есть чудесный ребенок, с которым у меня тоже отличные отношения. Все очень здорово, все хорошо.
Просто бывает, видимо, в жизни так, что что-то заканчивается, и ты не в силах это изменить.
За 10 лет мы прожили совершенно потрясающие дни. Да, всякое бывало, порой непросто. Но поверьте, в этой истории (в разводе. — NEWS.ru) никто не виноват — ни она, ни я. Тут нет виновных, нет какого-то подвоха.
Между нами не было скандалов, мы всегда были очень честны друг с другом. Не было никакой там, не дай бог, измены. В один момент мы просто честно осознали, что живем немножко разными интересами и разными жизнями. И поверьте мне, что это причина для того, чтобы именно вот что касается конкретно связи, брака, — да, это причина, чтобы это остановить.
Потому что у каждого из нас есть шанс и право, может быть, найти человека, который, может быть, подстроится под образ жизни каждого из нас.
Пока я никого не нашел, потому что не ищу. В данный момент абсолютно это исключено, потому что сейчас у меня столько работы, столько дел... Да и после довольно долгой совместной жизни с такой потрясающей женщиной, как Аня, было бы глупо сразу начинать новые отношения. Может быть, кто-то думал, что я нашел кого-то. Нет, это не так-то просто, поверьте мне.
Нужно время, чтобы отойти сначала от прошлого и потом позволить себе открыться новым знакомствам, новым отношениям. Это в определенном возрасте уже достаточно трудоемкий процесс. В 20 лет все просто, в 30, а в 47 это не так легко.
Но я счастлив, потому что нам хватило мудрости и мозгов сохранить хорошие отношения. Нам хватило сил это все дело сделать так, чтобы не вызвать никаких кривотолков, скандалов даже в прессе.
Это жизнь, а в ней всякое бывает. Главное — честно понять, что ты хочешь. И вот мы просто в один момент сели и сказали: «Да, мы родные друг другу люди, но тут что-то уже не то».
— Юсиф Эйвазов через 10 лет — что он хочет, каким хочет быть?
— О господи! Через 10 лет! Я оставляю это на совесть своей благосклонной судьбы. Пусть она решает, каким я буду через 10 лет.
Пусть она мне покажет, пусть она меня удивит. Потому что я видел все. Я в свои годы, не такие уж старые и большие, повидал достаточно много. И сказать, что меня сложно удивить, это ничего не сказать.
Могу ли я сказать, что я чего-то боюсь? Знаете, как у Киплинга в стихотворении: «Все проиграть и нищим стать, как прежде, и никогда не пожалеть о том». Вот я никогда не боюсь каких-то сложностей, я не боюсь остаться без денег, я не боюсь остаться один.
Я практически мало чего боюсь. Я боюсь каких-то определенных вещей. Я боюсь быть неправильно понятым. Я боюсь быть обманутым. А вот чисто физические вещи преодолимы. У меня есть руки, ноги, голова на плечах, мозги, я знаю, как действовать, я знаю, как жить.
Я, как и все, могу в процессе работы совершать ошибки, но все нормальные люди, никто не идеален.
Но вот каким я буду через 10 лет, это, вы знаете, по большому счету меня даже не волнует. Меня волнует, какой я сегодня. Меня волнует то, что люди обо мне говорят сегодня. Меня волнуют какие-то определенные вещи, которые я принимаю близко к сердцу.
А каким я буду через 10, 15, 20 лет или 30, какая разница? Вот давайте об этом поговорим через 10 лет. Мне кажется, каждый прожитый нами день должен заканчиваться с мыслями, что сегодня был сложный, но хороший день. А завтра будет лучше. Мы живем в такое время, что даже близко не можем представить, что случится через 15 минут. Может случиться все что угодно.
Вы посмотрите: мне 47 лет, и лет за 40 сознательной жизни сколько всего пережито — и распад СССР, и война, и другая война. И смартфоны появились, и айфоны появились, и люди слетали туда, куда никогда не летали. И человек может полететь в космос, там переночевать.
— И искусственный интеллект.
— Искусственный интеллект, да. Главное, чтобы он не посчитал, что мы ему не нужны. Вот это самое важное. Кстати, хочу обратиться с одной просьбой к создателям ИИ: разработайте кнопку, чтобы можно было его отключить. Если этого не сделать, может быть восстание машин.
И посмотрите, как изменился мир. Вдруг перестали летать самолеты, все остановилось, надели маски, потом сняли. Поэтому сегодня прогнозировать что-то на неделю, две недели вперед — это безумие.
Читайте также:
«Лживая четверка»: Алиев дал оценку ведущим западным СМИ
«Мир стоит на пороге большой беды»: Гусман о Путине, Алиеве и фейкометах
Черный список Пашиняна: почему Армения запрещает въезд известным россиянам
«Большая ошибка»: Алиев о дискриминации русского языка
Этих парней хочет увидеть вся Россия. Кто танцует Щелкунчика в Большом театре