«Сник и осунулся»: все о последних днях Петрухи из «Белого солнца пустыни»

Культура 6 мая, 2025 / 00:00

Актер Николай Годовиков, прославившийся по роли Петрухи в фильме «Белое солнце пустыни», 6 мая мог бы отметить 75-летие. Однако он скончался в ноябре 2017-го от неизлечимой болезни. Племянница артиста Анна Годовикова рассказала NEWS.ru о его последних днях.

«Приду на могилу к любимому дядечке и реву»

— Сегодня наш дядя Коля у нас приснопамятный (незабываемый. — NEWS.ru). Приду на могилу к любимому дядечке и реву, ведь он был для меня большой опорой. Сейчас я переживаю непростые времена, у меня сложные семейные дела, и мне не хватает дяди Коли с его мудрыми житейскими советами. Сяду и со слезами пересматриваю фильмы с его участием. Хоть я и все уже выплакала, но все равно не могу его забыть.

Он был очень умным, без высшего образования, но необычайно одаренным от природы, начитанным. Он очень любил разгадывать кроссворды, лихо это делал. У Николая Львовича был какой-то супермозг. Он обладал многими талантами, например, писал натюрморты.

«Ему испортил карьеру злосчастный случай в армии»

— Съемок у дяди действительно было крайне мало. Ему испортил карьеру злосчастный случай в армии. Он был на воинской службе, когда состоялась премьера «Белого солнца». Перед просмотром картины командование решило в клубе провести творческий вечер с моим дядькой. В тот день старослужащие на радостях вместе с Петрухой злоупотребили спиртным, и к просмотру картины служивый Годовиков оказался не на сцене, а на гауптвахте.

Тем не менее в части его уважали и прозвали артистом. А в день дембеля командир части вызвал Годовикова, из сейфа достал пачку писем от известных режиссеров с предложениями. «Вот здесь все твои звездные роли», — сказал командир части и швырнул письма на стол. После этого дядю практически не снимали.

«Годовикову нравилось, когда его называли Петрухой»

— «Да ладно тебе, Анечка, грустить, — говорил мне дядька, — посмотри на свою проблему под другим углом. Выше нос, племяша, могло быть и лучше, согласен, но задумайся, могло быть и хуже!» Годовикову нравилось, когда его называли Петрухой, он был благодарен за эту роль и любил, когда его приглашали на телевидение, где он встречался со своими друзьями. У него были эпизодические роли, которым он был тоже рад.

Он любил, когда его узнавали на улице, с удовольствием давал автографы. Вслед ему кричали: «Петруха!» Я думаю, что многие даже не знали, как его зовут. А мне он говорил, что просто привык.

«Сник в одночасье после ухода его любимой жены»

— По большому счету Николай Львович был семейным человеком, однолюбом. Он сник в одночасье, осунулся после ухода его любимой жены Людмилы, которая не только с ним, но и в общении с другими людьми была истинным ангелом.

Тяготы болезни с дядькой разделила его падчерица Валерия, дочь обожаемой им супруги. Людмила ушла, когда ей было 54 года, через несколько лет мы провожали дядю Колю.

Его было уже не узнать, он хоть и старался не подавать виду, но сильно поник. Подбадривало моего дядьку то, что с ним рядом находилась Валерия, она напоминала Петрухе его любимую Люду, в которой он души не чаял. Детей падчерицы он считал родными внуками, они до сих пор тоскуют по своему дедушке. Отдушиной была и его любимая собачка, дворняжка Чара.

«С прежними женами и детьми дядя Коля не общался»

— С Людмилой они познакомились «Метрострое», где дядя Коля работал. Он мне рассказывал, что на первое свидание пришел к возлюбленной с арбузом вместо торта и бутылкой шампанского. «Запомни, если мужчина приходит постоянно домой на все готовенькое, то выставляй такого за дверь», — советовал мне дядька.

Женщины были для него всегда на пьедестале, он никогда в присутствии дамы не ругался скверными словами. «Я хоть и прошел в юности тюрьму, но на свободе „по фене не ботаю“, даже матом не ругаюсь, а уж тем более при женщинах», — такова была позиция Николая Львовича.

У него в доме всегда была идеальная чистота и порядок. Он не терпел беспорядка ни в жизни, ни в быту. С прежними женами и детьми дядя Коля не общался. Петруха не любил копаться в прошлом, да и мы не лезли. Одно время он хорошо общался со своей дочерью Машей. Она приезжала к нему на выходные и оставалась ночевать. Когда они с ней в какой-то момент перестали общаться, он сильно переживал.

«Петруха предчувствовал свой уход»

— Друзья старались поддерживать Петруху. В последние годы он дружил с продюсером Вячеславом Смородиновым, который мне рассказывал, что Петруха предчувствовал свой уход. Дядя оберегал близких от таких бесед. В июле 2017-го на даче у Ивана Ивановича Краско актер Михаил Боярский неожиданно произнес: «Каждое лето мы кого-то теряем, а в следующем году нас станет еще меньше».

Боярский сразу же перешел на анекдоты, но Николай Львович не смеялся, он задумался и пробормотал: «Следующим буду я», — рассказывал мне Вячеслав. В ноябре Годовикова не стало. Это было последнее лето нашего Петрухи.

Читайте также:

Связь с Пугачевой, ссора с Градским и алкоголизм: что погубило Криса Кельми

Носова голодала и жила с крысами: кто еще из звезд оказался в нищете

Обиделась на Брыльску и спасла Щербакова от смерти: как живет Талызина