Сегодня, 11 августа, исполняется 50 лет со дня премьерного показа на советском телевидении первой из 12 серий фильма «Семнадцать мгновений весны». Почему на режиссера обиделись Юлиан Семенов и Иосиф Кобзон и был ли прототип у Штирлица?
Режиссер Татьяна Лиознова хотела найти историю, которая вдохновила бы ее на работу, и ей попалась книга Юлиана Семенова. После прочтения она связалась с автором произведения и узнала, что к нему уже обращался тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов и просил написать сценарий для экранизации. Сценарий был уже готов и даже передан на «Ленфильм», однако режиссер поехала на киностудию и в результате добилась того, что материал отдали ей.
Сценарий ей понравился меньше, чем книга. Лиознова взялась за переделку и попросила Семенова добавить в сюжет мелодраму и элементы личной жизни разведчика. Это не было сильной стороной писателя детективов, поэтому романтику пришлось вписывать самой Лиозновой. Она включила в окружение Штирлица несколько персонажей «без мундиров», например, влюбленную Габи и фрау Заурих. Эта работа рассорила режиссера и писателя, который не хотел, чтобы в титрах Лиознова указывала себя как второго сценариста.
Обижен на деятеля искусства был не только автор, но и Иосиф Кобзон, который исполнил «Мгновения» и «Песню о далекой Родине». Лиознова просила артиста петь в не свойственной ему манере, поскольку не хотела, чтобы зритель узнал его по голосу. Кобзона это задело, но просьбу он выполнил.
Главным претендентом на роль Штирлица был Арчил Гомиашвили, который на тот момент ухаживал за Лиозновой. Семенов одобрил его кандидатуру, но худсовет сразу отверг Штирлица с грузинским профилем. Актер тогда сильно обиделся, и его роман с Лиозновой сразу закончился. На роль главного киноразведчика страны пробовались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Юрий Соломин, но никто из них, кроме Вячеслава Тихонова, не был готов отдать проекту несколько лет. Когда Тихонова пригласили на пробы и загримировали, приделав пышные усы, то Лиозновой он не понравился. Однако ее покорило умение артиста выразительно молчать и играть взглядом.
Когда в кадре крупным планом появляются руки Штирлица — это руки не Тихонова, а работавшего на съемках художника. Дело в том, что у актера на тыльной стороне кисти была чернильная татуировка «Слава». Гримом ее скрыть не удавалось, а у разведчика не могло быть наколок. Если присмотреться, то можно заметить, что на крупных планах у Тихонова чаще всего видна только одна рука. За Евгения Евстигнеева шифровки в кадре писал тот же художник, поскольку у звезды был непонятный почерк — все буквы и цифры становились похожи друг на друга.
При создании фильма особое внимание уделялось исторической достоверности, поэтому в качестве консультантов были наняты настоящие сотрудники Лубянки. По просьбе Юрия Андропова, в тот момент возглавлявшего КГБ, их фамилии были вырезаны из титров. В погоне за исторической достоверностью кураторы картины выявили практически анекдотичную ошибку. Просматривая отснятые эпизоды с немецкой армией, кто-то из консультантов заметил, что всех воинов СС из массовки играют актеры с типично еврейской внешностью. Разразился скандал, и из Эстонии в срочном порядке прислали несколько десятков голубоглазых и белокурых курсантов-пограничников.
Существует легенда, что у Штирлица был реальный прототип — гестаповец Вильгельм Леман, который работал на советскую разведку, и до сих пор никто точно не знает, по идейным или меркантильным соображениям. На самом деле Леман никак не мог быть прототипом — данные о нем были рассекречены гораздо позже, чем Семенов написал цикл о разведчике Максиме Исаеве.
Читайте также:
Звезда «Маленькой Веры» раскрыл сюжет продолжения фильма
«Полный нокаут»: каким вышел фильм «Оппенгеймер» про «отца ядерной бомбы»
«Крик» вернулся: новый фильм ужасов оказался смешнее и кровавее прежних