Народная артистка РСФСР Лидия Федосеева-Шукшина снялась в картинах, которые стали классикой кинематографа: «Какое оно, море» «Вам и не снилось», «Из жизни отдыхающих», «Ключ без права передачи», «Беда», «Калина красная» и многих других. В последнем фильме, принесшем популярность актрисе, она сыграла с мужем — писателем, сценаристом и режиссером Василием Шукшиным. Накануне дня рождения, который Лидия Николаевна отмечает 25 сентября, актриса откровенно рассказала о своих отношениях с близкими и раскрыла тайное желание. Подробности — в интервью NEWS.ru.
— Лидия Николаевна, как вы сейчас живете?
— Спасибо, что интересуетесь. Очень хороший вопрос и совсем простой ответ — воспоминаниями… Я часто вспоминаю свое ленинградское детство, юность, даже детский садик хорошо помню. Недавно я составила список нашего класса пофамильно. Вспоминаю мамулечку, папу, братьев…
Но это не значит, что я только сижу и этим занимаюсь. У нас дома шикарная библиотека, мы с моей дочерью Ольгой много читаем. По телевизору люблю смотреть программы, которые дают мне духовную пищу, например «Царская ложа» на канале «Культура». По хозяйству я почти ничем не занимаюсь, иногда пыль вытру в библиотеке, в кабинете Василия Макаровича, да и только. Сама я не готовлю, даже забыла, как это делается, все по дому делает Оля, я ей очень благодарна. У нас в хозяйстве все в полном в порядке.
— Давайте поговорим о ваших фильмах, в которых вы блистательно сыграли, но вы редко о них ранее вспоминали. Например, «Вам и не снилось».
— О, это одна из моих самых любимых работ. 1980 год, фильм был снят режиссером Ильей Фрезом. Меня пригласили на кинопробы, на которых присутствовала Галина Щербакова — автор сценария и писательница, с которой мы после этого фильма нежно и по-человечески подружились, по-женски, я бы сказала. В этом фильме я впервые сыграла отрицательного персонажа. Критики потом писали, что я буквально вжилась в стервозный характер своей героини, что означает высокую оценку для актера. Фильм получился гениальный. А с какими актерами мы работали: Алик Филозов, Ирочка Мирошниченко, Женя Герасимов, Леночка Соловей…
— Что вам дала работа с Николаем Губенко во время съемок картины «Из жизни отдыхающих»?
— Обожаю этот фильм, работу, актеров, с которыми были вместе на площадке и в жизни. Ялта, 1980 год. Осень-зима, особая атмосфера в воздухе. Коля (Губенко. — NEWS.ru) — сам необыкновенно одаренный актер, мы ведь с ним учились на одном курсе во ВГИКе. На репетиции он проигрывал роль каждого из нас и, конечно, своей обожаемой жены Жанночки Болотовой. Хотя актеры были такие, которых по уровню таланта никогда больше не будет, — Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Георгий Бурков…
Я вспоминаю наши посиделки в гостинице «Ялта», в основном компания собиралась у меня в номере, когда внезапно к нам заглянул Коля Губенко, и я получила тогда серьезный нагоняй, поскольку перед съемками Николай велел высыпаться, а не сидеть до утра. На съемочной площадке он был настоящим командиром.
— Актеры стремились работать с режиссером Динарой Асановой. Она снимала вас в трех своих картинах: «Беда», «Жена ушла», «Ключ без права передачи». Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от работы с Асановой.
— Динара — мой любимый кинорежиссер, светлая ей память, безвременно ушла… Уникальность Динары в том, что она буквально была пророком своего времени: поднимала тяжелые философские вопросы взаимоотношений «отцов и детей», о которых в то время нельзя было говорить, она ломала стереотипы и приглашала на роли актеров, которые закрепили себя в одних и тех же амплуа, а она предлагала нам сыграть противоположное. Динара верила и любила своих актеров, доверяла им.
Например, моя героиня в фильме «Ключ без права передачи» 1976 года Эмма Павловна — учитель химии, можно сказать, отрицательный персонаж, но Динара — режиссер нюансов, поэтому портрет Эммы получился живым. Режиссер видела эту женщину с непростым характером, сложной судьбой, но глубоко раненой душой, так я и сыграла эту героиню.
Динара хотела, чтобы в ее картине «Незнакомка» сыграла моя Оля. Это было в 1985 году. Я согласилась. Пришлось отпрашивать из школы, что было непросто, поскольку киноэкспедиция намечалась на апрель, а Оля была в выпускном классе, дети готовились к экзаменам. В своей дочери я была уверена, она девочка способная, хорошо успевала, учителя отпустили. Они отправились на съемки в Мурманск. Динара сняла несколько сцен. Оля запомнила эти съемки на всю жизнь. Но фильму, к сожалению, не дано было завершиться, Динара погибла в Мурманске, ей было 42 года. Светлая и вечная память.
— Знаю, что последние годы между вашими детьми Марией, Ольгой и старшей внучкой Анной сложились непростые отношения…
— Это моя боль. Мое единственное и последнее желание, чтобы девчонки помирились, Маша звонит, Аня совсем с нами не общается. Я каждый день вспоминаю всех своих внуков, а их у меня много… Выписала на бумажке все их имена и дни рождения. Жалко, что они не дружат между собой. Я не снимаю с себя ответственности и беру всю вину на себя. Но я уже так слаба физически, что ничего не могу сделать, лишь молюсь обо всех своих детях.
— Младшая ваша дочь Ольга живет с вами?
— Да, именно она со мной, она сильная, ей так дано. Вернее сказать, это я с ней. Дочка со мной возится как с ребенком и строга как мать. Я Олю понимаю и за все благодарю.
— Когда умер ваш муж Василий Макарович Шукшин, четыре знаменитых поэта написали стихи, посвященные ему: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и Владимир Высоцкий.
— Встречу с Робертом Рождественским я хорошо помню. Нас пригласили туда с Шукшиным. На этой встрече был Муслим Магомаев, я так на него смотрела, восхищенная его талантом, но Вася заревновал и высказал мне потом. Но сейчас не об этом. Роберт с Василием земляки, оба из Алтайского края. Этот стих я потом наизусть учила, а последние строки и сейчас помню: «Убийственно жестоки, намеренно горьки, посмертные восторги, надгробные дружки. Столбы словесной пыли и фимиамный дым. А где ж вы раньше были, когда он был живым?!» Звонила жене Роберта Алле и благодарила за эти строки, посвящённые моему Васе.
— Лидия Николаевна, что вы хотите пожелать вашим поклонникам?
— Любите жизнь, как люблю ее я. Часто и подолгу смотрю в окно, на наш зеленый двор на улице Бочкова возле метро «Алексеевская». Мысленно обнимаю каждое дерево с его листочками. Смотрю на небо, я люблю его синеву и облака. Я вообще-то хотела бы прожить как можно дольше, но вот только ножки-коленочки меня подводят. Я люблю свою жизнь и все, что в ней было, и не хочу с ней расставаться. Но на все воля Божья. Всех, кого обидела, прошу прощения. И живите с Богом.
Читайте также:
«Жил в нищете»: «Леня Голубков» об «МММ», смерти Мавроди, Ельцине
Резкие слова об СВО, бегство из РФ, болезнь: где сейчас актеры «Сватов»
«Эту войну не мы начинали»: Никоненко о США, СВО, Михалкове и Кончаловском