Российская сторона приняла около 30 изменений в техрегламент Евразийского экономического союза, предполагающих, в частности, снятие ограничения по крепости для пивных напитков на уровне семи градусов. Участники рабочей группы по пиву и слабоалкогольным напиткам Экспертного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка считают, что именно из-за этого барьера многие крепкие сорта крафтового пива, представленные на европейском рынке, не могут попасть на прилавки отечественных магазинов. О принятом пакете изменений News.ru сообщил глава рабочей группы и исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов.
Аннулировать семиградусное ограничение было предложено по причине того, что оно препятствует поступлению на российский рынок иностранных пивных напитков крепостью выше семи градусов. Речь, например, идёт о некоторых сортах крафтового пива из Бельгии. Среди других доводов против ограничений — фактор помех для нормальной международной конкуренции. Экспертный совет полагает, что этот нюанс является торговым барьером для импорта и создаёт неравные условия для участников Всемирной торговой организации.
Но речь идёт только о том, что трактовано в законодательстве как «пивные напитки», поскольку для пива ограничений по крепости в России не существует, указал Мамонтов.
Как пояснил News.ru директор Школы сомелье Эркин Тузмухамедов, под пивными напитками понимается «крафтовое пиво, которое может дображивать до 17%, и всё, что с добавлением незернового сырья».
По данным Росалкогольрегулирования (РАР), в 2018 году в России было продано 78 млн декалитров пивных напитков и 654 млн декалитров пива.
В европейских странах производится «пиво», а по нашему законодательству оно называется «пивными напитками» с крепостью более 7%. Именно из-за этого и возникают ограничения, по которому наши потребители не имеют возможности покупать эту пивную продукцию.
На самом деле, говорит эксперт, реально ограничений по крепости нигде не существует. И весь казус в том, что в пиве вкусоароматику формирует именно количество выброженного спирта и способ его производства. И получается, что действующий российский закон ограничивает не крепость пива, а его вкусовую гармонию, замечает исполнительный директор Союза российских пивоваров.
Спирт в пивной продукции получается в результате брожения зернового сырья. Технология проста: чем больше вы будете вкладывать при варке пива сырья (солода), тем больше вы получите спирта.
В настоящее время, сообщил Мамонтов, в формате рабочей группы при Экспертном совете РАР участники рынка уже приняли 29 изменений, которые необходимо внести в техрегламент Евразийского союза, чтобы привести его в соответствие с действующей практикой. После этого РАР передаст поправки в Минфин, а уже тот в свою очередь, приняв решения по тем или иным изменениям, внесёт их в органы Евразийского экономического союза. После этого изменения должны будут утвердить все пять стран ЕАЭС (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия). После этого под изменённый регламент ещё предстоит принять массу других документов, а также изменить ГОСТы.
Среди прочих нововведений (помимо крепости) — новые требования к воде и новые требования к сырью, рассказал Владимир Мамонтов.
Наличие спиртовых градусов, которые объединяют понятие «пиво» и «алкогольные напитки», на мой взгляд, свидетельствует изначально о не очень грамотном законодательном решении. Пиво по своей рецептуре совсем другой имеет характер, чем вино и крепкий алкоголь. Это не дистиллят, не ректификат, это не из плодово-ягодного сырья. Поэтому я бы выделил пиво по способу приготовления, и пусть оно будет любых градусов, которых оно сможет достичь.
Калашников объяснил, что ограничение в семь градусов было введено для унификации алкоголя в фискальных целях. Чиновникам так было удобнее следить за алкоголем, сказал сенатор. Если не считать кампанейщину по борьбе с пивным алкоголизмом, конечно.
Крепкие пивные напитки приведут к появлению новой ниши в алкогольном секторе, сказал News.ru эксперт по производству и продаже алкогольных напитков.
Потребители пива и пивных напитков — это определенная аудитория. Они привыкли пить его в больших объемах — по две-три кружки объемом 0,5 литра. Трудно представить, что они смогут пить в том же объеме, если напиток будет крепостью 20-40% спирта. Значит, такая продукция займет новую нишу со своей аудиторией, полагает коммерческий директор ЗАО «Игристые вина» Евгений Васильев.
При этом, по его словам, производители пивных напитков крепостью 7,5-12% спирта могут переманить часть любителей газированных винных напитков. Во-первых, для этого им необходимо предложить невысокую цену на полке — 160 рублей за бутылку 0,75 литра по акции и 200 рублей по стандартной цене. Во-вторых, нужен грамотный брендинг.
Потребители газированных винных напитков привыкли к определенному дизайну бутылки, как у шампанского. Уже сейчас некоторые пивоваренные компании с успехом используют такой дизайн для своей продукции. При соблюдении этих критериев крепкие пивные напитки могут составить конкуренцию винной продукции, заключил Васильев.