Российская промышленность успешно выводит на передовой уровень многие сферы экономики. Как отмечают в высших эшелонах власти, бизнес страны справился в очень сложных условиях, закалился, и рынок вполне способен развиваться и далее собственными усилиями. Это позволяет не соглашаться ни на реверансы западного бизнеса, ни на сниженное качество азиатских предложений.
С Россией должны считаться
Российский бизнес находит поддержку на самых разных уровнях. На днях стартовала Всероссийская премия «Молодой предприниматель России», которая ставит своей задачей мотивировать новое поколение бизнесменов развивать свои проекты.
Сегодня в России около 8 млн молодых предпринимателей. Они вносят огромный вклад в развитие своих регионов и экономики страны в целом, подчеркивает руководитель Росмолодежи Григорий Гуров. Такая позиция — в русле настроений российских властей, которые озвучивает президент страны Владимир Путин, четко отмечающий важность приоритета российских производителей перед зарубежными.
Встречаясь с деловыми кругами России, глава государства напомнил: «В последние два года в далеко не тепличных, а весьма сложных условиях экономика России росла опережающими темпами». И этот рост в широком спектре отраслей — прямая заслуга отечественного бизнеса. А иностранных конкурентов (особенно тех, кто скандально ушел, а теперь пытается вернуться) президент предложил «душить».
Доктор экономических наук, профессор Российского экономического университета имени Плеханова Павел Журавлев отмечает, что такой настрой верный: «Достаточно нам знать свою историю. У нас еще в прошлые века была сильная химическая промышленность, металлургия и так далее. Мы очень многое можем делать на своей производственной базе: есть корни и база прошлого, есть опыт и есть сильные кадры и технологии сегодня».
За рубежом очень зря недооценивают российский производственный потенциал, уверен экономист: «Несут ахинею, говоря про нас, что мы якобы ничего не умеем и не знаем. Это расчет на свою местную западную публику. Но мы знаем силу наших возможностей. Да, самостоятельно развиваться непросто, но надо это делать. Не обращая внимания на злопыхательства Запада. И на хитрости Востока тоже».
Кроме западных брендов, начавших заново интересоваться возможностями заработать на российском рынке, свои миллионы долларов хотят получить на торговле с РФ и восточные компании. Например, китайские: КНР очень активно поддержала Россию в момент резкого обвала партнерства с Европой. «Однако во всем надо знать меру, об этом говорил еще Джавахарлал Неру, — замечает Павел Журавлев. — Не надо полностью отворачиваться от заграничных идей и даже стоит брать их на заметку, но в нас должны видеть сильного партнера, с которым надо считаться. И отечественный бизнес должен получать сегодня максимальную поддержку. Кстати, ценно, что сегодня двигают вперед и молодые кадры, в целом подготовка сильных специалистов нужна для развития и внедрения собственных технологий».
«Крохоборство — вред самим себе»
Что касается возросшей торговой активности Востока с Россией, то китайские компании очень быстро освоили рынок автопрома в России, обеспечили российские заводы своими станками и строительной техникой, интересуются и сферой туризма, которая тоже не может развиваться без сложного оборудования. Например, это горнолыжный сектор, который может работать только при наличии канатных подъемников, ратраков, различных систем оснежения и прочих механизмов. К этому направлению интерес проявил китайский бренд BMHRI, единственный в КНР, который способен выйти на экспорт: холдинг заинтересовался перспективой установки своих канатных дорог на российских склонах. Но курорты сомневаются в необходимости перехода с передовых европейских технологий подъемного оборудования на китайские аналоги и пока пользуются тем, что еще осталось от западных производителей, но начинают переходить на российские варианты. Отечественная промышленность делает прорывы: на установленных в России европейских канатных дорогах уже меняют ПО на отечественную систему, ставят отечественные запчасти, идет производство и собственных российских канатных дорог. Курорты их уже ждут: заключен целый ряд договоров, этот сектор туризма ждет серьезное промышленное обновление.
Эксперты рынка также не видят необходимости в появлении китайской продукции в данном секторе экономики. «На днях на Северном Кавказе прошел инвестиционный форум, и стоит отметить, с каким интересом премьер Мишустин реагировал на представленные там отечественные разработки для оборудования горнолыжных курортов. Например, там была представлена новейшая кабина для канатного подъемника, разработанная российской компанией РУСЛЕТ, — говорит Павел Журавлев. — Как можно на фоне таких успехов нашего бизнеса позволять рынку съезжать на китайские предложения, которые, опять же, часто грешат слабым качеством? Мы сами можем делать и тросы для канатных дорог, и кабины и так далее — зачем нам Китай? К тому же я уверен, что отечественные производители смогут постепенно и уменьшать себестоимость своей продукции».
С тем, что российские промышленники успешно выводят вперед производство подъемного оборудования, и в этом направлении отечественный бизнес справляется самостоятельно, согласен и глава Союза предпринимателей и арендаторов Андрей Бунич: «Мы действительно показали отличный результат, превосходя даже западные аналоги. Нет смысла возвращать в Россию в этой сфере западные бренды, тех же Bartholet, Doppelmayr или Poma». Откатываться назад и снова обращаться к импорту уже нет смысла, убежден экономист, внутреннее производство уже уверенно встало на свои рельсы.
Восточным же партнерам, отмечает Павел Журавлев, к сожалению, не всегда можно доверять: «Китай — это рискованный вариант для нашего рынка. Когда они видят, что можно спихнуть некачественную продукцию, они будут спихивать. А потом еще и заставлять ее продвигать на нашем рынке». Павел Журавлев приводит в пример опыт разработки на нижнетагильском предприятии отечественных вагонных тележек — главной ходовой части вагона 12 лет назад. Тогда китайские партнеры предложили свой вариант, он показался заказчикам выгоднее — потому что дешевле. «Только думать нужно не о выгоде, а о качестве. Мы дали гарантию по пробегу тележек на 350 тысяч километров, а китайцы только на 50 тысяч километров. То есть надежность и безопасность ниже в семь раз! О чем тут говорить, даже бессмысленно сравнивать», — подчеркивает специалист. А подобное оборудование — не менее серьезный механизм, чем канатная дорога: тоже связано с транспортной отраслью, с передвижением грузов и людей, максимально завязано на рисках. В производстве таких изделий, отмечает экономист, требуется высочайшее качество — и самих работ, и материалов (а китайцы используют металл подчас в несколько раз тоньше российского ), и деталей.
По мнению экономиста, Россия должна твердо стоять на своем, отстаивая интересы отечественных промышленников: «Надо стоять твердо: некачественную продукцию мы не будем пускать на свой рынок. Те, кто ведется на китайские дешевые предложения, — крохоборы. Они не понимают, что бьют по себе же. С китайцами работать нужно очень четко и осторожно, вести себя с ними дипломатично, но — по-русски жестко. Нам сейчас нужен экономический такт — надо дать толчок к развитию нашим производителям».
Читайте также:
Новая высота: Freedom Holding Corp. включили в индекс Russell 3000
«Пятерочка Франчайзинг» объявила о старте новой программы
«Инженерная экспертиза ценнее инвестиций»: бизнесмен о ключах к успеху