Япония разрешила поставки своих машин в РФ: какие модели можно завозить

Авто 25 ноября, 2024 / 09:53

Купить подержанный автомобиль в Японии стало проще — власти этой страны разрешили поставлять в Россию некоторые типы машин с гибридными двигателями. Однако далеко не все гибриды можно завозить. Какие модели можно импортировать, чем они отличаются от стандартных авто с бензиновыми моторами и могут ли японские автопроизводители вернуться в РФ — в материале NEWS.ru.

Что в России говорили о возвращении зарубежных автопроизводителей

В 2022 году все крупные японские автопроизводители покинули российский рынок. Больше всего из-за санкций потеряли Toyota и Nissan. Так, Toyota продавала у нас почти 120 тысяч машин (по итогам 2021 года), плюс у компании был свой завод в Санкт-Петербурге мощностью 100 тыс. машин, где собирали кроссоверы RAV4 и седаны Camry. Nissan же продавал у нас около 53 тыс. автомобилей, в Петербурге делали кроссоверы Qashqai, X-Trail, Murano.

Еще недавно о возвращении ушедших марок не могло быть и речи. «Для Японии с точки зрения автомобильной промышленности российский рынок утрачен. Разве это сделала Россия? Конечно, нет. Столь важный для Японии российский рынок автопрома не просто утрачен, а утрачен на очень-очень долго», — говорила в начале сентября официальный представитель МИД России Мария Захарова. Не верили в возвращение автопроизводителей и западные эксперты.

Однако в последние недели — особенно после победы Дональда Трампа на выборах в США — риторика изменилась. Так, глава консалтинговой фирмы Schneider Group Ульф Шнайдер заявил в интервью газете Berliner Zeitung, что в будущем немецкие автомобильные компании должны вернуться в Россию. «Нельзя сказать, что Россия сильно страдает от дефицита. Поэтому мы должны быть осторожны, чтобы на долгое время не потерять некоторые рынки, на которые мы наложили санкции», — объяснил Шнайдер. А, например, корейская компания KG Mobility (бывшая SsangYong) вернется на российский рынок в 2025 году.

Прокомментировал перспективу возвращения автопроизводителей и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Речь идет о насыщении нашего рынка, о конкуренции, потому что конкуренция ведет к снижению цен. Главное — это интересы наших автолюбителей, наших производителей, наших потребителей, чтобы они могли получать более качественный товар за меньшие деньги. Поэтому, конечно, государство обязано для этого делать все возможное, одновременно не забывая о своих собственных производителях. Здесь тонкий баланс, но он всегда необходим», — заявил 14 ноября Песков.

Фото: Илья Наймушин/РИА Новости

Какие бывают гибриды

Летом 2023 года японские власти ввели запрет на поставку в Россию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания объемом более 1,9 л, а также с гибридными силовыми установками. Но гибридные автомобили могут быть разными.

Под термином «мягкий» гибрид, или Mild hybrids (MHEV), подразумевается силовая установка, которая имеет не только бензиновый мотор, но и маленький электрический двигатель и аккумуляторы. Они могут собирать энергию в режиме генератора при торможении и тратить ее по мере необходимости. Чаще всего для работы отопителя, кондиционера, музыкальной системы, электрических нагнетателей для турбированных моторов и так далее. Такая схема позволяет снизить расход топлива. Но на электричестве MHEV-автомобили передвигаться не могут.

«Мягкие» гибриды являются уже устаревшей технологией. Более перспективные — это так называемые полные гибриды, которые могут ездить на электричестве. Они могут быть параллельными (двигатель внутреннего сгорания и электромотор работают по отдельности или совместно), последовательными (бензиновый мотор работает для подзарядки батарей аккумуляторов) и последовательно-параллельными. В последнем случае бензиновый мотор может как непосредственно передавать энергию на колеса, так и заряжать аккумуляторы. Также гибриды могут быть подзаряжаемыми от электрической сети (Plug-in hybrid или PHEV) и иметь емкие аккумуляторы. PHEV-гибриды могут проезжать без использования двигателя внутреннего сгорания по 150–200 км.

Какие машины разрешили завозить японцы

Изначально запрет касался любых гибридов — достаточно было иметь шильдик Hybrid на кузове или в названии. Но в последнее время в Россию начали завозить «мягкие» гибриды, которые не могут передвигаться на электричестве. Однако технически более сложные «полные» гибриды японцы по-прежнему не разрешают отправлять в Россию.

Фото: Peerapon Boonyakiat/Keystone Press Agency/Global Look PressSuzuki Swift

На японском рынке продается огромное количество «мягких» гибридов — некоторые модели вообще не выпускают без гибридных схем. И благодаря послаблению со стороны японского регулятора появилась возможность привозить такие популярные модели, как Suzuki Hustler, Wagon R, Swift, Nissan Dayz, Honda CR-Z, Mitsubishi Delica D:2 и eK X и многие другие.

При этом «мягкий» гибрид должен иметь бензиновый двигатель объемом не более 1,9 л. Если больше — поставки запрещены.

Как разрешение поставлять «мягкие» гибриды повлияет на вторичный рынок

Разрешение Японии поставлять «мягкие» гибриды принципиально не изменит ситуацию на нашем рынке, да и на ценах это никак не отразится. «Снятие санкций в Японии даст незначительный объем поставок таких автомобилей в РФ, потому что выросли ставки практически по всем затратам: это и налоги, и сборы, и стоимость логистики. Также подрос курс доллара», — пояснил NEWS.ru генеральный директор «PANGO центр Оренбург» Илья Щепенев.

И если жители Дальнего Востока еще смогут оценить плюсы «мягких» гибридов, то до Москвы, Петербурга и других городов европейской части они если и доберутся, то в единичных экземплярах.

«Какие „мягкие“ гибриды для японского рынка назовет средний российский автовладелец? Скорее всего, никакие. Как снятие запретов на поставки этих машин в Россию скажется на рынке? Скорее всего, никак. Мало кто хочет покупать по доброй воле правый руль, тем более когда конструкция дополнительно осложнена за счет лишних деталей, которые делают потенциальный ремонт более дорогим. Но это если рассуждать про западную сторону от Уральских гор. В Сибири и на Дальнем Востоке, где все произведенное в Японии имеет сакральный статус, наверняка кто-то отмечает эту новость с шампанским. Но на статистику продаж по стране в целом она повлияет в пределах статистической погрешности», — считает Сергей Шерстенников, шеф-редактор автомобильного маркетплейса FRESH.

Фото: Илья Наймушин/РИА НовостиЯпонский праворульный автомобиль марки Suzuki Hustler

При этом эксперты призывают желающих купить японские автомобили пока не спешить. И посмотреть на то, как будет развиваться ситуация в Японии. «Всем профессиональным игрокам нужно для начала изучить документацию и понять, а что такое для японской таможни „мягкие“ гибриды. Потому что трактоваться это может по-разному. Но если все в порядке, то новость на самом деле хорошая», — уверен автомобильный эксперт Петр Баканов.

По его мнению, больше всего выиграют желающие купить такие модели, как Suzuki Hustler, Honda Fit и небольшие кроссоверы, которые могут стоить от 900 тысяч до 1,5 миллиона рублей. «Они популярны на Дальнем Востоке. Это может быть интересной альтернативой Lada Granta. Пусть они и не новые, но в хорошем оснащении и с автоматической коробкой передач. К сожалению, в сегменте бюджетных автомобилей, которые могли бы заменить „Ладу“, у нас сейчас очень большие проблемы, приличных машин за такие деньги почти нет. И если появится возможность купить японские модели — а они могут быть с совсем небольшим пробегом, — то это позитивная новость. Но ждать снижения цен точно не стоит», — уверен Баканов.

Читайте также:

Сколько стоит доехать до Великого Новгорода по платной трассе М-11 «Нева»

Зеленые незамерзайки лучше синих? Как купить омывайку и не отравиться

Как уменьшить расход бензина и сэкономить: 5 советов автовладельцам

Сколько стоит доехать из Москвы до Екатеринбурга по платной трассе М-12