Национальный автомобильный союз (НАС) призвал премьер-министра Михаила Мишустина распорядиться о замене около трети всех дорожных камер на дорогах. По данным организации, они морально устарели и не могут фиксировать все нарушения правил. НАС предложил установить вместо них новые «умные» камеры, которые будут видеть все прегрешения водителей. За что автомобилистов будут штрафовать чаще, сколько придется заплатить — в материале NEWS.ru.
По данным Национального автомобильного союза, около 30% всех камер фиксации правонарушений, которые стоят на российских дорогах, эксплуатируются более пяти лет. Они не фиксируют многие распространенные нарушения ПДД, за исключением скоростного режима, отметили в НАС.
При этом у Минфина есть план по увеличению сбора штрафов с автомобилистов. Если раньше планировалось взимать с водителей 6,4 млрд рублей, то сейчас власти хотят выйти на другую цифру — 52,8 млрд. В НАС считают, что без обновления камер выполнить новую задачу будет очень сложно.
Первые камеры, которые ловили водителей за превышение скорости на дорогах, появились в Лондоне еще в конце 50-х годов пришлого века. Автомобилисты должны «благодарить» за них автогонщика Мориса Гетсонидеса. Он придумал аппарат, который фиксировал скорость машины во время тренировочных заездов. Гетсонидес был неплохим гонщиком, и даже выиграл ралли Монте-Карло. Но полиции больше понравились не его победы, а придуманная камера фиксации скорости.
В России начали активно устанавливать камеры только в 2008 году. Это была одна из мер, призванная остановить рост смертей в результате аварий на дорогах. В те времена ежегодно в ДТП в РФ погибали более 30 тысяч человек. Внедрение камер (обновление автопарка, появление подушек безопасности и систем стабилизации даже на самых простых моделях, модернизация дорог, внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС на новых машинах и многое другое) дало эффект.
Если в 2004 году в России на трассах погибло 34,5 тысячи человек, то 20 лет спустя — 14,4 тысячи. Число жертв все равно очень большое. Например, в Германии в 2024-м на дорогах погибло 2780 человек.
В последние годы количество дорожных камер в России постоянно растет. По данным МВД, если в 2017-м было установлено 13,5 тысячи так называемых комплексов фотовидеофиксации административных правонарушений, работающих в автоматическом режиме, то в начале 2025 года их насчитывалось 31,9 тысячи.
Именно камеры, а не инспекторы ГИБДД в подавляющем большинстве случаев ловят нарушителей правил. 93% всех выписанных в прошлом году штрафов водители получили по почте.
В РФ водители чаще всего получают штраф за превышение скорости. На долю этого нарушения приходится более 80% всех нарушений. При этом превышение скорости до 20 км/ч в нашей стране не штрафуется.
Самый популярный штраф — превышение скорости на 20–40 км/ч. Согласно статье 12.9 КоАП, за такое нарушение нужно заплатить 750 рублей. Однако если это сделать в течение первых 30 дней с момента вынесения постановления, то сумма штрафа составит 562,5 рубля.
Водители превышают скорость на 40–60 км/ч гораздо реже, да и штрафы больше: 1500–2250 рублей (со скидкой — от 1125 до 1875). В случае повторного нарушения в течение года придется заплатить 3000–3750 рублей. На скидку в размере 25% можно не рассчитывать.
При превышении скорости на 60 км/ч и более можно не только получить штраф, но и остаться без прав на 4–6 месяцев. Это произойдет, только если водителя остановит инспектор ГИБДД. Если нарушение зафиксирует камера, то нужно будет заплатить не более 7500 рублей.
По мере того как появляются комплексы нового поколения, растет количество статей, по которым наказывают водителей. Так, вторым по популярности штрафом, зафиксированном камерами, является нарушение требований дорожных знаков или разметки. Например, за поворот/разворот через сплошную нужно заплатить 1000–1500 рублей, а за несоблюдение разметки при перестроении — 500.
Еще одно нарушение, которое массово выявляют современные комплексы фотофиксации, — это непристегнутый ремень безопасности. Еще недавно инспекторы ГИБДД редко выписывали штраф автомобилистам за это нарушение, однако сейчас он вошел в тройку самых популярных. В 2025 году наказание за непристегнутый ремень составляет 1500 рублей. При этом водителя могут оштрафовать на такую сумму, даже если он пристегнут, а пассажир — нет. Если не пристегнут ребенок (или если малыш до 7 лет перевозится без специального кресла), то сумма штрафа составит 3000 рублей.
В списке распространенных нарушений также значится «проезд на запрещающий сигнал светофора» (статья 12.12 КоАП). Но не потому, что водители часто едут на красный свет (сумма штрафа — 1500 рублей, при повторном нарушении в течение года — 7500 или лишение прав на 4–6 месяцев). Не все автомобилисты помнят, что перед перекрестком нужно останавливаться у белой стоп-линии. При ее пересечении сумма штрафа составит 800 рублей. Современные камеры давно научились «видеть» это нарушение.
С каждым годом камеры будут фиксировать все больше нарушений. Как сообщил московский департамент транспорта, в столице прошла сертификация нового комплекса фотовидеофиксации «Эфир», который умеет измерять уровень шума на дорогах.
Но для того чтобы штрафовать водителей машин без глушителей, нужно внести изменения в законодательство и установить сумму наказания. «До внесения изменений в законодательство камеру будем использовать для мониторинга. Специалисты ЦОДД продолжат тестировать работу комплекса и подбирать оптимальные места для его установки, где измерение уровня шума наиболее актуально», — отметил заммэра в правительстве Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
В 2025 году первые 40 камер в Москве начали фиксировать нарушения вывоза строительного мусора. С помощью нейросетей комплексы выявляют грузовые автомобили и распознают содержимое груза. Затем проводится проверка на наличие разрешения на перевозку (штраф за нарушение составляет 2000--3000 рублей для физлиц и до 300 000 — для юридических).
Осенью этого года камеры начнут выявлять водителей, которые ездят без действующего полиса ОСАГО. Президент России Владимир Путин поручил правительству принять все необходимые для этого меры. «С 1 ноября все должно заработать уже не в виде эксперимента, а конструктивно и со штрафами», — заявил глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
Штраф за отсутствие ОСАГО составляет 500 рублей. При повторном нарушении сумма наказания увеличится до 3000--5000. Камеры будут выписывать этот штраф ежедневно.
Читайте также:
Сколько стоит доехать из Москвы до Выборга по платной трассе М-11 «Нева»
Как не убить «автомат»: 5 самых частых ошибок водителей
Составлен список автобрендов, которые скоро «умрут»
«Ниву» неожиданно обновили до спортверсии: чем еще удивит Lada в 2025-м