«Работают по хитрой схеме»: какие концерны продают в РФ авто с гарантией

Авто 6 июня, 2025 / 07:00

В 2022 году практически все крупнейшие автомобильные компании заявили, что покидают российский рынок. Одни ушли, громко хлопнув дверью, — со скандалами, закрытием представительств, увольнением персонала и громкими политическими заявлениями. Другие никак не комментировали свой уход. При этом часть мировых брендов продолжает работать в России. Кто «ушел, но остался», какие автопроизводители могут вернуться в РФ — в материале NEWS.ru.

Почему в России часто говорят о возвращении «японцев» и «корейцев»

В последнее время часто появляются новости о том, что та или иная азиатская автомобильная компания вернется в Россию. Например, в конце мая эксперты обсуждали перспективы возвращения Toyota, которая якобы начала продавать автомобили в нашей стране. Однако быстро выяснилось, что это фейк. В России можно купить «Тойоты», однако эти машины были ввезены к нам по так называемому параллельному импорту. Сама Toyota не имеет к ним никакого отношения.

В России часто говорят о возвращении Hyundai-Kia. Корейский концерн последним продал свой завод в России, а представители марки никогда не делали громких политических заявлений. К тому же у компании в этом году истекает опцион на выкуп предприятия в Санкт-Петербурге, где ранее собирали популярные Hyundai Solaris и Creta, а также Kia Rio.

«Даже несмотря на снижение продаж в 2025 году, наш авторынок остается крупным игроком. Например, по итогам апреля этого года Россия занимала пятое место в Европе. Конечно, это не такие показатели, как были, например, в 2012 году, когда мы шли на втором месте, но тоже неплохо. Например, в РФ продается больше автомобилей, чем в Испании. Лучше нас сейчас только Германия, Италия, Франция и Великобритания», — пояснил NEWS.ru автомобильный эксперт Дмитрий Гайдукевич.

По этой причине никто не хочет просто так отказываться от перспективного российского рынка. Однако эксперты считают, что в ближайшем будущем ждать полноценного возвращения в РФ японских или корейских компаний, не говоря уже о европейских, не стоит.

«Официально никто не может вернуться. Санкции действуют, и государства будут следить за тем, чтобы их никто не нарушал. Если будут изменения в ограничительных мерах, тогда ситуация может резко стать другой», — рассказал NEWS.ru автоэксперт Игорь Моржаретто.

Многие говорят о том, что возможное возвращение автопроизводителей связано с окончанием конфликта на Украине. «Пока сценарий скорого возврата на российский рынок Toyota, Suzuki и других компаний не фантастичен, но маловероятен. Слишком много разных „если“ должны сложиться в один пазл. С другой стороны, кто в ноябре прошлого года мог предположить, что к лету 2025-го курс ЦБ нырнет ниже 80 рублей за доллар, а цены на новые машины пойдут вниз?» — сказал NEWS.ru шеф-редактор автомобильного маркетплейса Fresh Сергей Шерстенников.

Кто из автопроизводителей и как работает на российском авторынке

Несмотря на заявления об уходе, многие автомобильные компании продолжают работать с Россией. «Официально они не поставляют машины. Но все работают по другой, хитрой схеме. Их интересы представляет некий дистрибьютор, который юридически оформлен в России. Он ввозит в страну машины. Например, „японцев“ сейчас активно везут из Китая, где склады забиты автомобилями и ощущается явный кризис на авторынке. Это машины в китайской комплектации, но вполне себе Toyota или Honda», — объяснил Моржаретто.

Кроме того, многие крупные автопроизводители по-прежнему оказывают сервисную поддержку, занимаются послепродажным обслуживанием, при необходимости проводят отзывные кампании по замене проблемных агрегатов и так далее.

В 2025 году некоторые фирмы начали вести себя гораздо активнее в РФ, чем в предыдущие пару лет. На прошедшей недавно выставке MIMS Automobility Moscow 2025 компания «Мазда Мотор Рус» официально объявила о выходе на наш рынок нового бренда — MZD. Под этой маркой будут продавать запчасти, расходные и смазочные материалы, которые, как заявили представители бренда, сопоставимы по качеству с оригинальными комплектующими Mazda. Кроме того, дилеры Mazda (многие из них все еще работают в РФ) продают кроссоверы Mazda CX-5 и CX-50.

Honda также поставляет машины на российский рынок. Причем эта компания официально покинула его задолго до начала украинского кризиса. В 2020 году японцы решили, что дилеры должны сами покупать автомобили у компании без официального представительства. По этой причине в 2022 году Honda даже не пришлось объявлять о своем уходе с рынка, а дилеры умели самостоятельно работать.

Сейчас по всей стране работают только шесть официальных дилеров Honda (в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Иркутске и Казани). Зато на сайте марки представлены сразу семь моделей (в 2020 году их было только две). Самым доступным является кроссовер Honda Vezel — его цена начинается от 4 млн 200 тыс. рублей. Например, популярный CR-V стоит от 5 млн 590 тыс. рублей за модель с полным приводом. Машины привозят в РФ из Китая.

Очень похожая ситуация у Suzuki — ООО «Сузуки Мотор Рус» продолжает работу в РФ. На нашем рынке продаются в основном внедорожники Jimny за 4,6–4,7 млн рублей. Многие дилеры других марок продолжают жить по принципу «работаем, но не кричим об этом». Можно купить даже Mercedes-Benz и BMW.

Что будет, если «японцы» и «корейцы» вернутся на российский автомобильный рынок

По итогам 2021 года в первой пятерке самых популярных автомобильных марок в России были две корейские компании (Hyundai и Kia), а также одна японская (Toyota). Кроме того, сильные позиции занимали такие марки, как Nissan, Mazda и Mitsubishi, имевшие в РФ свои предприятия.

Если японские и корейские бренды в ближайшие месяцы вернутся в РФ, то они вряд ли вновь станут лидерами российского рынка. «Говорить сейчас, что китайские автомобили стали лучше, чем раньше, — это быть капитаном Очевидность. Сейчас китайские автомобили технологичнее и современнее, чем японские или корейские. Они уже задают тренды. Если „японцы“ и „корейцы“ вернутся, то им будет непросто доказать, что они лучше. Сила бренда — это важно. Но на одних воспоминаниях много не продашь», — подчеркнул Гайдукевич.

При этом не стоит недооценивать Toyota, Nissan или Hyundai. У них есть в портфеле огромное количество моделей самых разных классов. «Toyota как была, так и остается самой востребованной иностранной маркой на рынке автомобилей с пробегом, пропуская в абсолютном зачете только Lada. Вторичный рынок в 2024 году вчетверо превысил по объему рынок новых машин. Один из главных драйверов роста интереса к пробегу — хороший выбор на вторичке моделей ушедших японских, корейских, европейских и американских брендов. Их любят по старой памяти и совокупности заслуг. Toyota Camry в представлении значительного числа автомобилистов не утратила статуса божественной», — отметил Шерстенников.

Другой важный плюс автомобилей японских и корейских марок — понятная перспектива ремонта и обслуживания. «Проверенный годами классический японский автомат многим милее новейшего китайского робота, пускай последний и сулит лучшую топливную экономичность. В случае возвращения старых игроков рынок уже не будет прежним. Самые крепкие китайские бренды останутся, а самые слабые уйдут и так, не дожидаясь возвращения тех, кто ушел», — заключил Шерстенников.

Читайте также:

Сколько стоит доехать из Москвы до Выборга по платной трассе М-11 «Нева»

Как не убить «автомат»: 5 самых частых ошибок водителей

Составлен список автобрендов, которые скоро «умрут»

«Ниву» неожиданно обновили до спортверсии: чем еще удивит Lada в 2025-м