Титул и образ папы римского диктует ему быть близким к страданиям простых прихожан.

Папа Франциск, будучи кардиналом, слыл консерватором в таких вопросах, как эвтаназия, аборты и гомосексуализм, однако на посту понтифика стал последовательным либералом. Он не только не боится говорить о себе, раскрывая даже самые личные и тёмные моменты своей жизни, например, признаваясь в одном из семи главных грехов — в периоде уныния, но и довольно мягко и «прогрессивно» относится к тому, что раньше было под запретом.

Так, в 2016 году он бессрочно разрешил всем священникам без исключения отпускать грехи за совершённый аборт, а ещё раньше — фактически после своего избрания в 2013 году — сделал революционное заявление: «Если человек — гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?» При этом тогда он осудил так называемое гей-лобби: «Проблема в том, что геи лоббируют свои интересы, как лоббируют свои жадные люди, политики, масоны, да и многие другие. И эта проблема гораздо серьёзней».

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Fernando Lavoz

Недавно понтифик, по всей видимости, снова фактически повторил эту фразу, несмотря на то, что, по сообщениям Los Angeles Times, Ватикан не стал подтверждать комментарий понтифика, поскольку разговор носил частный характер. Как передаёт испанская газета El Pais, папа Франциск отказался от осуждения гомосексуализма во время аудиенции с посетившим Ватикан прихожанином Хуаном Карлосом Крусом, который был одной из жертв домогательств 87-летнего чилийского священника Фернандо Карадима. «То, что ты гей, не имеет значения для Бога, — передал слова понтифика журналистам в интервью Хуан Карлос. — Бог создал тебя таким, и он тебя любит таким. И мне тоже безразлично. Папа любит тебя. Будь счастлив таким, какой ты есть».

Встреча папы римского с чилийцем — продолжение нашумевшего скандала вокруг почти 80 тамошних священнослужителей, которые обвинялись в сексуальных преступлениях против несовершеннолетних. Сначала понтифик отказывался признавать за ними вину и во время одной из поездок в Чили даже публично заступился за епископа города Осорно Хуана Барроса, назвав обвинения в его адрес (в сокрытии сексуальных преступлений) «клеветой». Однако в апреле понтифик, воздержавшись от официальных комментариев, после появления 2300-страничного отчёта провёл в Ватикане ряд встреч с жертвами домогательств, «беседовал с ними столько времени, сколько они сочли необходимым, и попросил у них прощения». Позже в Ватикане прошли встречи папы Франциска с 34 епископами Чили, некоторые из которых покрывали сексуальные преступления против несовершеннолетних. В итоге все 34 священнослужителя подали папе римскому прошения об отставке.

Наблюдатели подчёркивают, что тезис папы Франциска о «рождённых геях» носил бы исторический характер, если бы не был переданной цитатой его собеседника. В то же время они отмечают, что отношение Ватикана к гомосексуалистам начало трансформироваться ещё до папы Франциска, который также заявлял, что христиане и Римско-католическая церковь должны попросить прощения у гомосексуалистов за прошлое отношение к секс-меньшинствам.

В 2011 году более 300 католических теологов подписали меморандум «Церковь 2011», в котором призывали пересмотреть своё отношение к людям, живущим в однополых партнёрствах, и даже разрешить женатое священство. Тогда никаких изменений принято не было, однако, как отмечают религиоведы, для того чтобы Римско-католической церкви не утрачивать популярность, она должна реагировать на запросы паствы, что она и делала всю свою историю.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Fernando Lavoz

Сегодня папа римский открыто может заявить о прощении содомии, но в прошлых веках христианские императоры жестоко расправлялись с гомосексуалистами. Сначала мужеложцев приговаривали к сожжению, через пару веков их начали кастрировать и водить по улицам. После инквизиция выделила содомию в ранг самих тяжких сексуальных грехов, отделив их от прелюбодеяния и мастурбации. Священники ориентировались на Ветхий и Новый Заветы. Например, в книге Левита говорится следующее: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них».

Постепенно отношение к гомосексуализму у Ватикана смягчалось, как и трактовки известных мест Библии. А полностью отказываться от наказаний за гомосексуализм начали в XIX веке. При этом сексуальные скандалы на протяжении истории христианства существовали не только среди мирян, но и среди института Церкви.