17 января 2018 в 13:45

Переговоры с оглядкой на Москву

Что удалось достичь Назарбаеву в ходе встречи с Трампом

Фото: akorda.kz

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент США Дональд Трамп провели переговоры в Вашингтоне. Текст совместного заявления лидеров двух стран опубликован на сайте Белого дома.

Перед началом встречи Назарбаев отметил, что представляет не только Казахстан, но и другие страны Центральной Азии. Он высоко оценил усилия Вашингтона в борьбе с международным терроризмом и подчеркнул особую роль США в Афганистане. Кроме того, лидер Казахстана в ходе разговора о ситуации вокруг КНДР отметил: «Проблему Северной Кореи могут решать совместно только США, Китай и Россия». «В связи с этим, нас, соседей, естественно, беспокоят политические отношения, которые ушли на ноль между США и Россией», — сказал он, добавив, что Казахстан все 26 лет своей независимости был «другом США».

Со своей стороны Трамп выразил уверенность в том, что дела у Казахстана обстоят «очень хорошо», упомянув о деятельности в республике ряда крупнейших компаний США — General Electric и Boeing. Казахстан сталкивался с определёнными вызовами, но справился с ними, убеждён глава Белого дома. Трамп отметил, что Назарбаев пользуется большим уважением на мировой арене и что взаимодействие с Казахстаном помогает реализации новой стратегии Вашингтона по Южной Азии.

В заявлении Белого дома по итогам встречи говорится: «Лидеры договорились укрепить сотрудничество по политическим вопросам и вопросам безопасности, торговле и инвестициям, а также отношения между людьми на регулярных совещаниях высокого уровня в рамках Диалога расширенного стратегического партнёрства». Отмечается также, что Назарбаев поблагодарил Трампа за гостеприимство и пригласил в Казахстан.

Встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с деловыми кругами США Встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с деловыми кругами США Фото: akorda.kz

Как отметила пресс-служба главы РК, в ходе визита подписано более 20 соглашений на сумму $7 млрд долларов, которые «направлены на реализацию проектов в сфере авиации и космических исследований, нефтехимической и сельскохозяйственной отрасли, а также проектов в области инфраструктурного развития». В свою очередь Госдепартамент сообщил о подписанных коммерческих документах стоимостью $2,5 млрд — на приобретение Казахстаном продуктов и услуг США. Это новые соглашения между Boeing, GE Transportation, GE Digital, Chevron, Air Astana, компанией «Казахстанские пассажирские перевозки», авиакомпанией SCAT и Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына». Помимо этого были заключены три межправительственных соглашения: соглашение о невзымании платы за аэронавигационное обслуживание государственных воздушных судов, протокол к соглашению об обеспечении коммерческого железнодорожного транзита через территорию Казахстана, соглашение о совершенствовании международной налоговой дисциплины. Объём двусторонней торговли в 2016 году достиг $1,9 млрд, Вашингтон и Астана намерены развивать отношения в этой сфере.

Президент Казахстана посещает США с официальным визитом, который начался во вторник и продлится по четверг включительно. На 18 января в штаб-квартире ООН намечены дебаты членов Совета Безопасности высокого уровня на тему «Нераспространение оружия массового уничтожения: меры доверия» под председательством лидера Казахстана.

Андрей Грозин, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, специально для News.ru прокомментировал итоги встречи Нурсултана Назарбаева и Дональда Трампа:

Кроме подписанных экономических соглашений, пока сложно оценивать итоги встречи двух президентов. Совместное заявление для прессы было довольно интересным. Например, Назарбаев заявил о том, что Астану беспокоит продолжение санкционной войны, поскольку антироссийские ограничения бьют рикошетом по экономике Казахстана. Но здесь нет никакой интриги, и вообще всё озвученное органично укладывается в казахстанское видение.

Другое дело, что реакция американцев на этот и другие тезисы была достаточно благожелательной. США даже заявили, что постараются учитывать озабоченность Астаны, в том числе связанную с санкционным давлением на Россию и постсоветское пространство. Обещать — не значит жениться, тем не менее все заявления сделаны в позитивном ключе. Позитивный шаг — это и заключение соглашений по инвестициям и по расширению экономического партнёрства. Это довольно важно в условиях ожесточающейся конкуренции на инвестиционных рынках и осложнения доступа к ним для незападных государств, если, конечно, реализация выйдет за пределы документов и рамочных соглашений.

Также я обратил внимание на позитивные комментарии американцев до и после переговоров о перспективах реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь» в связи с Казахстаном. То есть на уровне, например, высокопоставленных чиновников Госдепа нет прежнего резкого негатива в отношении ЕАЭС, который с каждым годом всё теснее увязывается с китайской инициативой «Один пояс, один путь».

Вполне возможно, что о каких-то нюансах переговоров официально объявлено не было и не будет, но видно, что Казахстан внёс определённый вклад в попытку нормализации отношений по линии Россия — США. Будет ли она успешной — другой вопрос, но американцы с порога не отвергли некоторые оценки Назарбаева, которые можно назвать комплиментарными по отношению к России. Никто не стал спорить по поводу его тезиса о том, что северокорейскую проблему можно решить только консенсусом ведущих мировых центров силы — России, Китая и Запада. Но и то, что нет прорыва, — также объяснимо. Изначально было понятно, что рассчитывать на него в нынешней ситуации было бы неоправданно, при всём уважении к геополитическому весу Казахстана.

Антон Мардасов
Антон Мардасов