Парламентские выборы в Армении завершились неудачно для свергнутых сторонников Сержа Саргсяна и успешно для пришедшего во власть на волне бархатной революции Никола Пашиняна. В то же время армянский электорат устал от активной политической борьбы — именно этим эксперты объясняют рекордно низкую явку избирателей и фиаско радикалов из «Сасна Црер».

Первое заседание Национального собрания Армении 7-го созыва может состояться 29 декабря. Как заявил 10 декабря советник и. о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна, член блока «Мой шаг» Николай Багдасарян, это произойдёт в том случае, если никто не пожелает обжаловать результаты плебисцита.

На прошедших 9 декабря первых в истории Армении досрочных парламентских выборах уверенную победу одержал блок Никола Пашиняна «Мой шаг». По предварительным данным, он набрал 70,43% голосов избирателей. В парламент также прошли партии «Процветающая Армения» с результатом 8,27% (основана бизнесменом Гагиком Царукяном, в апреле поддержала протесты против Сержа Саргсяна) и «Просвещенная Армения» (основана экс-главой оппозиционного блока «Елк» («Выход») Эдмоном Марукяном) — набрала 6,37% голосов. Выборы также укрепили политические позиции родственников Пашиняна: по их итогам в Нацсобрание прошёл племянник исполняющего обязанности премьера Сипан Пашинян и шурин Грач Акопян. Оба они выдвигались на выборах в парламент от блока «Мой шаг».

Таким образом, в новом армянском парламенте не оказалось сторонников свергнутого в результате бархатной революции в апреле 2018-го Сержа Саргсяна: представители Республиканской партии в Нацсобрание набрали всего 4,7% голосов и не прошли минимальный пятипроцентный барьер. В то же время не удалось попасть в армянский парламент и главной «тёмной лошадке» — радикалам из «Сасна Црер» («Сасунские храбрецы») — организации, названной в честь героев древнего армянского эпоса. Партия была официально зарегистрирована в сентябре 2018 года и претендовала на роль «второй силы» в стране. В июле 2016 года вооружённые сторонники группировки «Сасна Црер» взяли штурмом полицейский участок и захватили заложников, спровоцировав волну массовых беспорядков в стране. После бархатной революции 2018 года большинство мятежников вышли на свободу. Сторонники «Сасна Црер» выступают с ультранационалистических позиций, кроме того, по их мнению, слишком тесные армяно-российские отношения вредят стране и приводят к «колониальной зависимости» Еревана от Москвы. В политической программе партии заявлены требования вывести российских военных из Армении и национализировать местные активы российского капитала.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Неудача «Сасна Црер» на парламентских выборах обусловлена их крайним радикализмом, полагает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.

«Революция закончилась, радикализм начинает пугать избирателей. Да и сторонники „Сасунских храбрецов“ оказались не готовы к предвыборной борьбе: для них куда привычней устроить митинг протеста, чем мобилизовать свой электорат для участия в парламентских выборах», — полагает он.

Фото: Sergei Grits/AP/TASS

В Республиканской партии уже обвинили Пашиняна в «нечестной игре». «Все политические партии были лишены времени на подготовку к выборам, члены Республиканской партии подвергались преследованиям», — цитирует BBC вице-председателя Республиканской партии Армена Ашотяна, обвинившего Пашиняна в намеренном разжигании «атмосферы ненависти» в стране. При этом издание отмечает, что выборы в Армении впервые за долгое время прошли в условиях открытой политической конкуренции и честной борьбы.

Ещё одна особенность прошедших парламентских выборов — рекордно низкая явка. Согласно данным армянской ЦИК, она составила всего 48,63%, в то время как на парламентских выборах 2017 года результат был заметно выше и составил 60,86%. То есть половина избирателей (около 1,5 млн человек) проигнорировала плебисцит, несмотря на активную гражданскую позицию весной 2018-го.

Итоги выборов во многом были ожидаемые и предсказуемые, отмечает News.ru координатор рабочей группы Центра изучения стран Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков.

«Во-первых, многие избиратели, даже из рядов сторонников Пашиняна, на выборы не пришли, поскольку и так были уверены в его победе. Во-вторых, на явку повлияла общая усталость населения Армении от революционных изменений и чрезмерной политизированности», — говорит Скаков.

По мнению Силаева, явка на парламентских выборах в Армении могла быть низкой по двум причинам: либо существенная часть армянского электората находилась в отъезде (в том числе и на территории РФ), либо люди были дома, но всё-таки сознательно не пошли на выборы. «Если верна вторая версия, это сигнализирует, что армянский избиратель начинает уставать от политики. Ничего удивительного в этом нет — рано или поздно постреволюционная эйфория должна была ослабеть», — заключает эксперт.