Франции срочно требуются союзники для дальнейшего проведения военной операции против джихадистов в Мали, и соответствующие предложения звучат в том числе таким странам, как Великобритания и Россия.

Дело в том, что пятилетний юбилей с момента вооружённого вмешательства французы отмечают, не достигнув ранее поставленных задач. В результате начатая в январе 2013 года операция вылилась в более масштабное, чем планировалось, вторжение не только в Мали, но и в соседние с ним страны Сахеля. Регион, суммарно сопоставимый по площади с Западной Европой, контролировать который Парижу довольно сложно.

И теперь Франция снова просит военной помощи у союзников по НАТО, в частности у Великобритании. Данная тема стала одной из основных на 35-м ежегодном британо-французском саммите, прошедшем 18 января в предместьях Лондона.

Однако его итоги оказались неутешительны для Парижа — британские союзники согласились лишь предоставить логистическую поддержку, выделив три транспортных вертолёта «Чинук» и дав обещание помочь в подготовке вспомогательных сил африканских государств, помогающих французам в данной операции.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Тем самым фактически Лондон лишь повторил своё решение на соответствующем саммите 2016 года, заявив о готовности помогать при помощи своей военно-транспортной авиации. Эту же поддержку Франции оказывают и другие союзники по блоку НАТО, включая США, Канаду, Германию, Бельгию, Голландию, Португалию. При этом инструкторы из данных государств активно занимаются подготовкой местных силовиков. По их сведениям, к настоящему времени такие курсы прошли свыше 3400 человек. Однако почти все они наотрез отказываются прислать к месту событий свои боевые подразделения. Исключение составляет Эстония, 18 января заявившая о своём намерении отправить в Мали аж целый взвод.

Что же касается руководства НАТО, то ранее оно выразило свою однозначную оценку происходящему, согласно которой сами африканские страны должны решать данную проблему.

Возможно, что на такую реакцию его подталкивают уже имеющиеся потери входящих в него стран. Кроме Франции, потерявшей 21 солдата и офицера, а также два вертолёта и как минимум 11 транспортных средств, включая БТРы, среди погибших также числятся четверо граждан Голландии, двое — Германии и по одному — Португалии и США.

Ранее, в октябре 2017 года, алжирские источники сообщили о том, что Алжир также передал побывавшему с визитом в АНДР премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву предложение России принять участие в данной операции. Судя по всему, это было именно французское предложение, сделанное через алжирских партнёров Москвы.

Необходимо напомнить, что начавшееся в январе 2013 года французское вторжение в эту страну произошло после того, как Мали фактически развалилось на разные части: большая часть этой страны оказалась неподконтрольной официальному Бамако после начавшегося там восстания туарегов-сепаратистов, чем воспользовались радикальные исламисты для захвата её северной части.

Французский солдат во время операции ServalФото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/PanoramicФранцузский солдат во время операции Serval

Создалась непосредственная угроза её полного захвата представителями радикальных группировок и переноса боевых действий на территорию соседних стран, бывших французских колоний, являющихся традиционной зоной ответственности Парижа.

В результате военного вмешательства в 2013–2014 годах в ходе операции Serval угрозу падения светского режима Мали удалось устранить. Между тем за это время французские военные, успешно реализовав поставленные задачи по спасению официальных малийских властей, в ходе дальнейшей операции Barhane продемонстрировали неспособность побороть перешедших к партизанской войне джихадистов, боевые действия против которых пришлось расширить на территорию соседних Чада, Нигера и Буркина-Фасо.

По причине стратегической важности региона Сахель для Франции (именно отсюда она получает основную часть уранового сырья для своей атомной отрасли) она не может просто вывести оттуда войска и пытается найти союзников для продолжения операции.

Изначально ставка делалась на восстановление боеспособности малийской армии, которая к моменту высадки в Мали французских войск была технически отсталой (с вооружениями периода конца Второй мировой войны и начала холодной войны) и, по сути, прекратила своё существование вследствие развала страны.

На первый взгляд, она была удачной: в настоящий момент Франция при поддержке своих союзников по НАТО оснастила малийские силовые структуры, превышающие 30 тысяч человек, более современным оружием.

Солдаты армии МалиФото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Ezequiel ScagnettiСолдаты армии Мали

Однако реально сами французские военные свидетельствуют о том, что армия Мали как таковая присутствует лишь на бумаге и фактически представляет собой огромную плохо дисциплинированную, коррумпированную, нескоординированную и несплочённую банду, неспособную выполнять стоящие перед ней задачи.

Она сильно страдает в силу отсутствия взаимопонимания между офицерским и унтер-офицерским корпусами, дезертирства, криминала (особенно среди командного состава), а также «партизанщины» и многочисленных случаев насилия над населением, заметно разлагающим её ряды.

Так, по данным правозащитников, её бойцы стоят за сотнями случаев внесудебных казней, пытками и издевательствами над пленными и гражданскими лицами и тысячами других преступлений, включая изнасилования, грабежи, похищения и т.д.

Всё это вызывает соответствующую реакцию среди населения северных районов и способствует сохранению там влияния радикальных исламистов. При этом практически никаких мер для прекращения подобных инцидентов не принимается. В этих условиях Париж попытался опереться на силы других африканских государств, в первую очередь из полуформальной структуры G5 Sahel, в частности Мавритании, Нигера, Чада и Буркина-Фасо.

Однако, с учётом того, что борьба против джихадистов охватила уже и эти страны, им также пришлось помогать уже другим государствам Африканского союза.

Так, например, в одном только Мали, с учётом «сахельских» контингентов, находится около 10 тысяч военнослужащих из Бенина, Бурунди, Габона, Гамбии, Ганы, Гвинеи, Гвинеи-Бисуа, Кабо-Верде, Кот д`Ивуара, Либерии, Нигерии, Руанды, Сенегала, Сьерра-Леоне, Танзании, Того, Уганды и ЮАР.

При этом, несмотря на тотальное техническое превосходство Мали и его союзников, потери малийской армии почти сопоставимы с потерями джихадистов. Например, если боевики за последние пять лет операции потеряли более тысячи убитыми и пленными, то безвозвратные потери малийской армии только по официальным данным превышают 600 человек. Чад признаёт гибель 115 своих военных, Гвинея — 14, Нигер и Буркина-Фасо — по 13, Того — 11, Сенегал — 5, Нигерия — 1 и Либерия — 1.

Кроме того, по четыре погибших имеют Бангладеш и Молдова, принимающие «косвенное», преимущественно вспомогательное участие (например, Кишинёв также оказывает Парижу логистическую поддержку) в операции «франко-африканских» сил.

СахельФото: Global Look Press/Xinhua/Jiang TieyingСахель

На фоне наблюдаемой в регионе неопределённости французское руководство объявило о снижении расходов на операцию в Сахеле, и теперь здесь будет находиться не более четырёх тысяч военных (это касается и старых баз в Кот-д`Ивуаре).

Подобная ситуация отчасти объясняется тем, что Париж и его союзники якобы потратили на данную операцию уже свыше двух миллиардов евро (по их данным, только на подготовку местных африканских сил затрачивается свыше 250 миллионов евро ежегодно).

При этом французское руководство указало на необходимость дополнительного привлечения к ней технических средств. Один из шагов в этом направлении уже сделан в плане оборудования разведывательной базы в Ниамее (Нигер) в расчёте на 300 человек персонала, занимающегося обслуживанием БПЛА, ведущих воздушную разведку на огромном расстоянии от Атлантического океана до озера Чад.

Между тем на фоне попыток Франции переложить ответственность за стратегически важный для неё регион на кого-то другого в рядах её противников наблюдается подъём. В частности, в течение января алжирские источники указывали на то, что по крайней мере часть группировок джихадистов в Мали якобы приняли предложение представителей запрещённого в РФ «Исламского государства» о «союзе» и решили объединить свои усилия в борьбе против «крестоносцев Запада и их африканских слуг».

Указывается на то, что среди таких «подписантов» могут быть «Движение за единство и джихад в Западной Африке» (MUJWA), «Аль-Каида в странах исламского Магриба» или АКИМ и «Ансар ад-Дин».

Среди причин, вынуждающих Париж сохранять своё военное присутствие в регионе таким образом, — это стремление не только сохранить влияние в своих бывших колониальных владениях, но и не допустить в свою «урановую вотчину» конкурентов, и в том числе Китай, представители которого с начала 2000-х пытались закрепиться здесь.

Что же касается перспектив сохранения Мали как государства, то таковым его трудно уже назвать в силу того, что огромное пространство, прежде занимаемое им, раздирается в том числе конфликтами на этнической почве.

Например, туарегские сепаратисты (в поддержке которых Францию всё чаще обвиняет опекаемый ей Бамако), сражающиеся против некоторых джихадистских группировок, одновременно устраивают давление как в отношении арабов, так и в отношении представителей негроидных племён.

В свою очередь представители арабов и негроидных племён также зачастую враждуют между собой, и при этом первые нередко обращаются за помощью к джихадистам. Состоянию конфликта дополнительно способствует плачевная экономическая ситуация, и в том случае, если Париж хотя бы немного снизит своё присутствие в этой стране, она может окончательно «рассыпаться».