В Киеве заявили, что добиваются освобождения Михаила Саакашвили из грузинской тюрьмы, чтобы вернуться на Украину. Об этом написал глава офиса украинского президента Андрей Ермак в своём Facebook. Он напомнил, что Саакашвили остаётся гражданином Украины, а для «президента Украины и его команды это не пустой звук». О своей переписке с экс-президентом Грузии сообщил журналистам и Владимир Зеленский. Что стоит за намерением украинских властей помочь Саакашвили — в материале NEWS.ru.

Зеленский не стал скрывать, что звонил по телефону руководству Грузии, чтобы договориться о допуске украинских врачей к Саакашвили. Ранее его обследовали грузинские медики, сделав заключение о нежелательности возвращения экс-президента из военного госпиталя в тюрьму из-за посттравматического стрессового расстройства. Около 300 сторонников Саакашвили объявили в среду, 22 декабря, бессрочную голодовку за освобождение из тюрьмы своего лидера. Они расположились в палатках у офиса партии «Единое национальное движение», основателем которой является третий президент Грузии.

Положением Саакашвили на Украине, как создаётся впечатление, обеспокоена лишь команда Зеленского и небольшая часть общества, воодушевлённая призывами известного в стране журналиста Дмитрия Гордона. Об этом NEWS.ru рассказал украинский политический аналитик Александр Семченко.

В офисе президента Зеленского понимают, что освобождение Саакашвили — занятие бесперспективное, но время от времени команда президента делает дежурные заявления, её поджимает та часть общественности, настроения которой выражает Дмитрий Гордон. По опросам общественного мнения, партия, которую Гордон раскручивает [«Сила и честь»] может пройти на выборах в Раду, поэтому власти вынуждены как-то реагировать на эти призывы. Но реакция команды Зеленского всё равно вялая. На отношениях между Киевом и Тбилиси эта история никак не скажется.

Александр Семченко украинский политик

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Author: Александр Семченко [ украинский политик ]

В офисе президента Зеленского понимают, что освобождение Саакашвили — занятие бесперспективное, но время от времени команда президента делает дежурные заявления, её поджимает та часть общественности, настроения которой выражает Дмитрий Гордон. По опросам общественного мнения, партия, которую Гордон раскручивает [«Сила и честь»] может пройти на выборах в Раду, поэтому власти вынуждены как-то реагировать на эти призывы. Но реакция команды Зеленского всё равно вялая. На отношениях между Киевом и Тбилиси эта история никак не скажется.

Семченко полагает, что нынешний президент Грузии Саломе Зурабишвили не откликнется на просьбу Киева, поскольку вопрос о тюремном заключении Саакашвили увязан с её политической репутацией. Возвращение экс-президента Грузии в Киев будет воспринято на его родине как освобождение, и Зурабишвили этого избиратели не простят.

Президент Украины Владимир Зеленский и президент Грузии Саломе ЗурабишвилиФото: Yevhen Kotenko/Keystone Press Agency /Global Look PressПрезидент Украины Владимир Зеленский и президент Грузии Саломе Зурабишвили

В отношении Саакашвили возбуждено пять уголовных дел. По двум его приговорили заочно, ещё по трём делам вердикт только ожидается. На сегодняшний день он осуждён на шесть лет лишения свободы за превышение и злостное использование служебных полномочий. Остальные уголовные дела (среди них за незаконное пересечение государственной границы и растрату почти $3 млн из секретного фонда) могут добавить к его сроку ещё около трёх лет.

Все эти дела юридически несостоятельны, убеждён председатель политического совета партии «Европейские демократы Грузии» Ника Вашакидзе. В беседе с NEWS.ru он высказал мнение, что обвинения носят характер «политической расправы» с экс-президентом Грузии.

Дела некачественно состряпаны. Поэтому обеспокоенность и забота властей Украины о своём гражданине логичны. Сам Саакашвили против возвращения на Украину, он неоднократно заявлял, что его цель — включение в политическую жизнь Грузии, — отметил собеседник интернет-издания.

При этом Вашакидзе признал, что в целом в Грузии отношение к третьему президенту противоречивое: «от восхищения и поддержки до полного неприятия». Продолжая мысль собеседника, можно сделать вывод, что любое решение по Саакашвили не останется без общественного резонанса. Несмотря на тяжёлую жизнь в заключении, такой ажиотаж на руку политику, который вернулся в страну, несмотря на многократные угрозы властей.

Противоположного мнения придерживается грузинский политолог Арчил Чкоидзе. Он считает, что Саакашвили просчитался — общество за него заступаться не намерено, поддержку оказывают в стране «максимально 10 тысяч человек». В беседе с NEWS.ru политолог выразил мнение, что разговоры о резком ухудшении здоровья экс-президента ведутся с целью вытащить его из заключения.

Его близкое окружение пытается любыми путями вывезти Саакашвили из Грузии. Все поняли, что революция из-за его возвращения уже не произойдёт, да и не могло её быть, прежде всего, потому что нет сегодня революционного фона в Грузии. Саакашвили же думал, что его народ на руках вынесет из тюрьмы и вновь усадит на трон. Но теперь и он понял, что потерпел фиаско, — отметил собеседник интернет-издания.

Михаил СаакашвилиФото: Sergii Kharchenko/ZUMAPRESS.com/Global Look PressМихаил Саакашвили

По мнению Чкоидзе, близкие родственники Саакашвили прорабатывают несколько вариантов его вывоза из Грузии — украинский один из них, помимо отъезда на «вынужденное лечение» в европейские клиники. Но все эти варианты утопичны, убеждён эксперт, поскольку власти настроены по отношению к экс-президенту жёстко, а Единому национальному движению переломить ситуацию в пользу экс-президента не под силу.

Во вторник, 21 декабря, Саакашвили встретил свой день рождения в палате военного госпиталя в городе Гори. Митинг в его поддержку прошёл в центре Тбилиси. По оценкам наблюдателей, он собрал немногим более пяти тысяч человек. Учитывая, что в эти дни решается судьба третьего президента Грузии, акция протеста, по задумке Единого национального движения, должна была вылиться в демонстрацию его популярности в народе. Но этого не произошло. В дни «революции роз» осенью 2003 года Саакашвили и его соратники без особых усилий собирали на митинги от 50 до 100 тысяч человек, что и позволило ему стремительно взойти на вершину грузинской власти. Нынешняя «поддержка» лучше социологических исследований показывает сокрушительное падение популярности этого политика. Невнятные просьбы из Киева в день рождения экс-президента Грузии лишь убеждают, что больше ни в одной столице о нём практически не вспоминают.