Реакция людей на выживание в период пандемии привела к появлению нового понятия — «коронашейминг», то есть «коронавирусный стыд». Даже единожды нарушившие правила самоизоляции или не соблюдающие социальную дистанцию могут стать жертвами буллинга: их фотоснимки можно найти на просторах соцсетей с сотнями злобных комментариев. Однако обсуждение в Сети — не самое страшное, что может произойти с нарушителем. Многие сталкиваются с угрозами в свой адрес.

В Швеции коронашейминг пришёл на смену Flight shaming, когда человека могли пристыдить за то, что тот предпочёл самолёт поезду или просто слишком часто летает и наносит вред окружающей среде. Теперь из-за пандемии лайнеры стоят в ангарах, а население страны преследует тех, кто не соблюдает рекомендации правительства. В отличие от многих стран, в Швеции не введён карантин, но граждан просят соблюдать социальную дистанцию, а пожилых — по возможности не выходить из дома. Однако часть населения убеждена в социальной безответственности тех, кто отказывается добровольно самоизолироваться. Для борьбы с «нарушителями» используются соцсети: людей скрыто фотографируют и выставляют их снимки в Интернет, зачастую сопровождая нелицеприятными подписями. Под ударом чаще всего оказываются пенсионеры.

Шведский таблоид Svenska Dagbladet в своей статье описал случай, когда журналист поговорил с несколькими пожилыми людьми на центральном рынке Стокгольма: одна женщина рассказала, что хотела купить копчёного угря, а мужчина — сэндвич. Это предсказуемо вызвало волну критики в отношении героев репортажа.

Фото: Maxim Thore/Global Look Press

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Британская газета The Guardian пишет о том, что граждане Соединённого Королевства не ограничиваются лишь высмеиванием или осуждением нарушителей карантина в соцсетях, они доводят своих жертв до того, что те удаляют все свои профили. Большинство постов с фотографиями «злоумышленников» сопровождаются хештегом #Covidiot. Такой термин впервые появился в словаре Urban Dictionary 16 марта, сразу после введения карантина в Великобритании, и обозначает «того, кто игнорирует предупреждения, касающиеся общественной безопасности». Только в Twitter можно увидеть тысячи записей с этим хештегом.

Владелица аккаунтов в Facebook и Twitter популярного цветочного рынка на Коламбиа Роуд в Лондоне рассказала The Guardian, что, как только снимки людей, покупающих там цветы, были опубликованы в СМИ, в адрес её семьи начали поступать угрозы. Их авторы писали, что все близкие женщины умрут от коронавируса из-за её безответственности.

С подобным явлением сталкиваются люди и в США, увы, стабильно удерживающими первую строчку по числу заболевших. Студенты с вечеринки в Майами, о которой написали в CBS News, обнаружили, что недоброжелатели распространяли ссылки на их аккаунты, публиковали их персональные данные, сопровождая посты подписями «Пусть больницы обратят внимание на эти имена. Не предоставляйте этим людям койки в палатах и респираторы», «Кажется, следующим людям будет очень сложно найти работу по окончании учёбы» и т.д. Особенно активные блюстители порядка позвонили в университеты, в которых учатся студенты, и попросили исключить их или лишить стипендии.

Фото: Kristin Callahan/Global Look Press

Жители Колорадо также пытаются поимённо вычислить нарушителей карантина, при этом в ход идут запрещённые методы: они выкладывают в соцсети снимки со служебных камер парковок и призывают публично осуждать водителей, которые активно передвигаются на своих авто в период карантина. Недавно в Колорадо интернет-сообщество разыскивало родителей подростков, которые играли в баскетбол на спортплощадке. Имена просили оставлять в открытом доступе.

Сайт BBC выпустил инструкцию, в которой рассказывает своим читателям, как не стать жертвой шейминга. Авторы статьи поясняют: привыкнуть к социальному дистанцированию сложно, а противоречивые правила карантина могут привести к путанице — что можно, а что нельзя делать. Но, по мнению психологов, именно стыд может заставить людей соблюдать нормы, особенно в такой ситуации, как пандемия.