11 июля 2018 в 16:08

Израиль и саудиты подготовили сделку Путина и Трампа

Как Нетаньяху и суннитские монархии собрались помирить президентов США и России

Фото: flickr.com/Israel Defense Forces

Израиль, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты предлагают Дональду Трампу и Владимиру Путину свой вариант соглашения по Сирии. По условиям такой сделки США снимут антироссийские санкции, связанные с Крымом, взамен Россия избавит Сирию от присутствия Ирана.

Как сообщает The New Yorker со ссылкой на отставных и действующих американских чиновников, подобную договорённость последовательно лоббируют кронпринц Абу-Даби шейх Мухаммед бен Зайд ан-Нахайян, министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр и посол Израиля в США Рон Дермер. Стороны договорились с Россией ещё во время предвыборной кампании Трампа и непосредственно после его инаугурации, отмечает издание, но пока ни Москва, ни Вашингтон не заявляли о сирийской сделке официально. Возможно, саммит в Хельсинки всё изменит, тем более что, по данным источников многочисленных СМИ, в прицеле российско-американских переговоров по сирийскому треку находятся северо-восточные области Сирии. То есть судьба районов, которые контролирует курдско-арабский альянс «Демократические силы Сирии».

9 июля влиятельное панарабское издание Asharq Al-Awsat сообщило, что между курдскими отрядами народной самообороны (YPG) и официальным Дамаском были достигнуты предварительные соглашения о контроле за нефтяными месторождениями. Затем в Сети появились якобы предполагаемые условия соглашения, среди которых: включение курдских формирований в состав ВС САР, совместное патрулирование границы с Ираком и Турцией из провинции Хасеке, включение в кабмин на пост главы минэнерго этнического курда и др. Как передаёт проправительственный ресурс Al-Masdar News, 11 июля правительственный сирийский флаг был поднят в Хасеке над одним из объектов. Ранее он контролировался YPG.

Портал News.ru обсудил с экспертами, насколько реальна озвученная сделка между Путиным и Трампом, и что встреча мировых лидеров в Хельсинки действительно может принести Сирии.

Григорий Лукьянов, преподаватель НИУ ВШЭ, эксперт РСМД:

Сообщения о намерении заключить «сирийскую сделку» между Трампом и Путиным сигнализируют в первую очередь о настроениях в некоторых группах американского истеблишмента накануне встречи в Хельсинки. Ситуация в Сирии сейчас стабилизировалась, что невыгодно сторонникам радикального противостояния между США и Россией на территории этой страны. Заключения подобных договоренностей ждут в США, ОАЭ, Саудовской Аравии и Израиле.

Но всему этому мешает нежелание Москвы выступать в качестве какого-либо гаранта по отношению к Ирану в Сирии. Россия не является патроном Ирана, а Иран не является её клиентом для того, чтобы Россия могла о чём-либо за него договариваться. Москва может лишь выступать в качестве посредника в переговорах между Ираном и другими игроками. Поэтому договорённости в такого рода жёсткой формулировке маловероятны.

Также, если говорить о ситуации в Сирии, очень важны перспективы договорённостей между официальным Дамаском и курдами. Последние не представляют собой монолитную политическую общность. Это — консолидация многочисленных отдельных отрядов и отдельных лидеров, каждый из которых действует в зависимости от меняющейся политической ситуации. Отдельные курдские политики делают ставку на Турцию, другие продолжают тесно сотрудничать с американцами. Но в этих условиях появляются акторы, которые надеются на достижение договорённостей с сирийским правительством в обмен на помощь в завоевании лидирующих позиций в курдской общине.

Кирилл Семёнов, руководитель центра исламских исследований Института инновационного развития:

Пусть не в таких категоричных формулировках, но достаточно велика вероятность, что подобное соглашение по Сирии будет заключено. Это подтверждает военная операция проправительственных сил при поддержке России в провинциях Дераа и Кунейтра, которой США, Израиль, ОАЭ и Иордания фактически дали зелёный свет. Они согласились не поддерживать сирийскую оппозицию при условии, что в операции не будут участвовать проиранские формирования. Кроме того, ОАЭ, видимо, оказали давление на подконтрольные группы, склоняя их к переговорам и сдаче оружия. Не исключено, что договорённости частично начали реализовываться ещё до того, как о них будет официально объявлено в Хельсинки.

Очевидно, от Кремля требуется повлиять на Дамаск в вопросе сокращения иранского присутствия в стране. Это возможно. Операция в Восточной Гуте продемонстрировала, что Россия может организовывать и координировать боевые действия без привлечения шиитских группировок в качестве основной ударной силы, как это было в боях за Алеппо. Сейчас в качестве основного ударного кулака в военных операциях используются «силы Тигра», в которые активно вложилась Москва.

На позицию Дамаска влияют введённые против Ирана экономические санкции. Несмотря на пропаганду Тегерана, ограничения оказали негативное влияние на иранскую экономику и существенно снизили возможности режима аятолл влиять на ситуацию в Сирии. Сирийская элита не хочет идти вместе с Тегераном на дно, а когда речь заходит о деньгах, режим Асада становится намного сговорчивей. Правящие алавитские структуры вполне могут пересмотреть дружбу с Ираном, которая в действительности не такая крепкая, как кажется со стороны. Хотя, конечно, сами иранцы уходить из Сирии не собираются. У Тегерана есть влиятельные сторонники внутри сирийской власти и бизнеса, а под контролем шиитских группировок находятся обширные территории в Восточном Алеппо, Дейр эз-Зоре. Выдавить Иран из южной Сирии возможно, но с вытеснением его из всей страны могут возникнуть проблемы.

Для Сирии важны более-менее устойчивые договорённости между Дамаском и курдами. Включение формирований YPG в рамки сирийской армии может привести к ухудшению отношений между Сирией и Турцией. Но такие договорённости реальны, особенно на фоне слухов об «уходе» американцев из Сирии. Без американской поддержки курдам не удастся реализовать федеративные идеи. Турция заняла Манбидж, и вполне может отобрать у курдских отрядов Тель-Абьяд. В интересах Асада идти на уступки курдам, чтобы их территория не перешла под контроль протурецким отрядам оппозиции. Да и для курдов договорённости с официальным Дамаском выглядят привлекательнее очередной операции «Оливковая ветвь».

Никита Голобоков
Никита Голобоков